Шрифт
Цвет
Графика
«Циничные карты» культурный шок в бесплатной онлайн игре!
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Мистерия успеха: «Сказка о потерянном времени»»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Модница

Время создания
1963
Место создания
Москва
Размер
41x29 см
Техника
бумага, гуашь
2
Открыть в приложении
#23

Нереализованные трюки

#58

Модница, ломающая каблук

#12

Необходимым условием одобрения картины «Сказка о потерянном времени» (уже однажды не допущенной к запуску Генеральной дирекцией киностудии «Мосфильм») было резкое усиление комедийной составляющей киносценария. Режиссер-постановщик А.Л. Птушко демонстративно перенасытил режиссерский сценарий дополнительными смешными эпизодами и специально разработанными трюками, значительная часть из которых в фильме не потребовалась.

#17

Тут надо думать, чтобы не было и перевыполнения, когда плохо от избытка смешного.

Реплика режиссера А.Л. Птушко на заседании Художественного совета по обсуждению режиссерского сценария кинофильма «Сказка о потерянном времени» 1 марта 1963 г.

#37

Взвешенный подход, соблюдаемый Птушко при внесении острокомедийной окраски, сделал фильм «Сказка о потерянном времени» очень увлекательным для детской аудитории, в целом, не повредив его сюжетной направленности в русле произведения Евгения Шварца.

#5

Аттракционность в комедии вообще вещь нужная, а в этой она необходима, особенно для детского зрителя.

Драматург, художник, поэт и киносценарист М.Д. Вольпин (1902—1988) о режиссерском сценарии «Сказка о потерянном времени». 1 марта 1963 г.

#38

Выдумывание новых сцен, смешных эпизодов и отдельных трюков попутно обеспечивало заданную Шварцем трактовку сказочного сюжета, построенную на внедрении в него наиболее современных зрителю деталей городского быта. Это иллюстрирует сцена самого начала погони волшебников за детьми, перенесенная сценаристом Владимиром Лифшицем в московский троллейбус (в пьесе Шварца герои и антигерои сталкиваются друг с другом в трамвае).

#31

Троллейбус без кондуктора. ПЕТЯ опускает в кассу монеты. Пробирается вперед. Его спутники за ним. Вот-вот захлопнется дверь троллейбуса, но в последнюю секунду успевают вскочить волшебники и волшебницы. ПЕТЯ их увидел.

— Ребята, — говорит он своим, — волшебники!

Троллейбус едет. ТОМКА бежит рядом. Остановка. Старики и старушки выскакивают и бегут дальше.

Волшебники и волшебницы тоже хотят выскочить из троллейбуса, но какой-то гражданин хватает ПРОКОФИЯ ПРОКОФЬЕВИЧА за плечо. Он пытается выскользнуть из троллейбуса. Но гражданин держит крепко.

— Сперва заплати.

— Отпустите меня!

— Заплати — и отпущу. Заяц!

— Ах, так?! — и ПРОКОФИЙ ПРОКОФЬЕВИЧ щелкает в воздухе пальцами. Голубая молния летит от его пальцев в лоб гражданину. Тот разжимает руку. Волшебники выскакивают из троллейбуса и продолжают погоню. Гражданин в недоумении трет лоб.

Из литературного сценария Владимира Лифшица «Сказка о потерянном времени» по одноименной сказке Е. Шварца. 1961 г.
#39

Другая концептуальная задача, которую ставил перед собой Птушко, требовала избавления фильма от сцен бытования волшебства в показываемой обстановке современного большого города. По его замыслу, реальный источник волшебной силы не мог находиться в Москве: только с загадочной периферии, из Волшебного леса способны воздействовать на людей чудеса с заклинаниями и заколдованными часами.

#63
Эскиз костюма модницы, ломающей каблук в троллейбусе. Художник Ольга Кручинина. Март–май 1963 г.

Под влиянием всего набора выбранных ориентиров: городского реализма, зрительского смеха и отказа от волшебства — сцена в троллейбусе была заметно переработана. В режиссерском сценарии школьники-старички выскакивают через переднюю площадку, а дети-волшебники — через заднюю. Вместо трюка с «голубой молнией» разыгрывается аттракцион с поломкой каблуков-шпилек одной из пассажирок, а сам факт колдовства (при освобождении Прокофия Прокофьевича из рук бдительного пассажира) заменяется хулиганским укусом.

#11

Кадр

Объект

План,

звук

Метр.

Содержание кадра

391

Натура «Троллейбус»

Общий

3

 — РЕБЯТА, ВОЛШЕБНИКИ! А НУ ЖИВО ХОДУ ОТСЮДА! Остановка. Ребята-старички с непонятной для остальных пассажиров резвостью, отталкивая пассажиров, выскакивают из вагона.

392

–‘’–

Ср.глуб.

6

Волшебники и волшебницы бросаются вслед за школьниками-старичками. Но неожиданно им преграждает дорогу возмущенная толстуха-модница. Подняв высоко вверх наимоднейшую туфельку со сломанным тоненьким каблучком-«Шпилькой», модница негодующе кричит:
— ОПЯТЬ ЭТА РЕШЕТКА?! ЧТО ЖЕ ЭТО ДЕЛАЕТСЯ? Я В МОССОВЕТ БУДУ ПИСАТЬ. БЕЗОБРАЗИЕ!!! КАБЛУКОВ НЕ НАПАСЕШЬСЯ!!!

393

Натура «Троллейбус», деталь

Ср., немой

2

Крупно: решетка на полу вагона. Одна нога в тонком чулке, другая в туфельке, каблучок которой как капкан зажат решеткой. Толчок вагона — кряк! — ломается второй каблук. Вопль модницы.

394

Натура «Троллейбус»

Ср., синхр.

8

Встретив препятствие в виде модницы, волшебники и волшебницы хотят выскочить из троллейбуса через заднюю площадку, но какой-то гражданин хватает Прокофия Прокофьевича за плечо:
— А ПЛАТИТЬ? СТЫДНО, МАЛЬЧИК!
— ОЙ, ПОЗАБЫЛ, — говорит Прокофий Прокофьевич, пытаясь выскользнуть из троллейбуса. Но гражданин крепко держит.
— СПЕРВА ЗАПЛАТИ!
— ОТПУСТИТЕ МЕНЯ!
— ЗАПЛАТИ И ОТПУЩУ, ЗАЯЦ!
Прокофий Прокофьевич кусает гражданину руку и вырывается. Волшебники выскакивают из вагона.
— СТЫДНО! — кричит гражданин им вдогонку, потирая руку.
— СКОРЕЙ! — кричит Петя, СОЛНЦЕ ЗАХОДИТ.

#60

Троллейбус МТБ-82 с решетчатым полом пассажирского салона. Москва, 1964 г. Фото Х. Формана. (Библиотека UWM)

Унаследованная от ранних типов трамваев «решетка на полу вагона» — набор продольных деревянных реек, становившихся причиной застревания каблуков дамских туфель — имелась в троллейбусах модели МТБ-82. Недавно снятые с производства, эти тесные троллейбусы в 1963 г. все еще преобладали на улицах Москвы .

#61

Троллейбус МТБЭС. Москва, 1964 г. Фото Х. Формана. (Библиотека UWM)

Реальным же объектом для съемки натурной сцены «Троллейбус» был выбран московский троллейбус более современной модели  — МТБЭС. Его просторный пассажирский салон был гораздо лучше освещен (за счет рядов дополнительных потолочных окон), но имел совершенно гладкий пол.

#43

Видимо поэтому, а также ввиду нежелания разыгрывать вагонную толчею, Птушко отказался от выдуманного трюка с каблуками, заменив его смешными диалогами. Тем не менее, в групповке сцены «Троллейбус» присутствует женщина, напоминающая «возмущенную толстуху-модницу» с эскиза художницы по костюмам Ольги Кручининой.

#62
Участники групповой сцены в салоне троллейбуса МТБЭС в кадре из кинофильма «Сказка о потерянном времени» (Мосфильм, 1964)
Одежда персонажа «Полная модница, ломающая каблук» немного отличалась от эскиза Кручининой. В «Расчете стоимости изготовления и приобретения костюмов по фильму „Сказка о потерянном времени“» учтены такие предметы: платье шелковое; туфли (с дублем) — 2 пары; шляпка; чулки капроновые; жакет шерстяной.
#45

Серебряный олень

#50

В развитие наполненной трюками пешей погони, начавшейся со сцены в троллейбусе, ее участники пересаживаются на автотранспорт. Школьники-старички останавливают попутный грузовик, а волшебники похищают частную малолитражку самой последней модели «Москвич-407». 

#51

При этом владелец «Москвича» (персонаж Евгения Моргунова) пускается в преследование угонщиков вместе с патрульным милиционером на мотоцикле, а грузовик с превращенными детьми пытается догнать вызванная волшебниками машина скорой медицинской помощи.

#47

Один из волшебников (Сережа Карпоносов) снимает серебряного оленя с капота «Москвича». Кадр из кинофильма «Сказка о потерянном времени» (Мосфильм, 1964)

В сцене угона «Москвича» перед тем, как дети запрыгнули в чужую машину, волшебник Андрей Андреевич (актер Сережа Карпоносов) снимает с ее капота модный автолюбительский аксессуар — объемную металлическую фигурку в виде прыгающего оленя (серийно устанавливавшуюся на капот первых выпусков автомобилей «Волга» модели ГАЗ-21). Прежде в фильме уже показывалось, как владелец «Москвича» дорожит этим серебристым декоративным оленем: герой Моргунова наводит на него блеск и устанавливает на капот только перед поездкой.

#48

Линия с украденной фигуркой оленя в режиссерском сценарии А. Птушко (в литературном сценарии В. Лифшица ничего подобного не было) имеет продолжение в сцене с погоней за волшебниками. В фильме милицейский мотоцикл, преследующий «Москвич» на пригородном шоссе, вылетает в кювет из-за лопнувшего колеса мотоциклетной коляски (с актером Моргуновым), однако по сценарию причина аварии должна была быть другой.

#57

Согласно расчету стоимости изготовления и покупки реквизита (включенному в Генеральную смету на постановку кинокартины «Сказка о потерянном времени») помимо самого мотоцикла, терпящего крушение в данной сцене, был закуплен еще один предмет: 

#55
НаименованиеКолич.ИзготовлениеПокупкаСумма
Объект 11. «Пригородное шоссе»
1. «Олень» — эмблема 12525
2. Милицейский мотоцикл М-72 (с коляской)110501050
#56

Насчет оленя. Как я помню, по первоначальному замыслу Сережа Карпоносов должен был бросить его в мотоцикл. Олень должен был попасть в спицы колеса, что вызвало бы аварию. Видимо, Птушко отказался от этого замысла.

Из интервью Евгения Соколова (Eugène Sokoloff, Монреаль) французскому киноведу Маттье Рэду (Matthieu Rehde), 2024 г.

#53

Накапотная фигура в виде оленя для автомобиля ГАЗ-21 «Волга». Цинковый сплав, никелирование. 1957 г. (Политехнический музей)

Тяжелая фигурка оленя не была брошена в колеса мотоцикла, трюк ограничили съемкой его съезда в кювет (замедленного при помощи специально изготовленного механического приспособления). Но в кульминационной сцене погони заметна изготовка Зины Кукушкиной к броску при соответствующем взаимном расположении машины и мотоцикла на дороге.

#59
#29
читать дальшескрыть

Модница

Время создания
1963
Место создания
Москва
Размер
41x29 см
Техника
бумага, гуашь
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Кручинина О.С. Коллекция работ

Петя — старик
Петя — старик
Российская государственная библиотека искусств
Прокофий Прокофьевич — мальчик
Прокофий Прокофьевич — мальчик
Российская государственная библиотека искусств
Наряды Хозяйки Медной горы
Наряды Хозяйки Медной горы
Российская государственная библиотека искусств
Костюм Артура Грэя
Костюм Артура Грэя
Российская государственная библиотека искусств
Царевна Лебедь и Князь Гвидон
Царевна Лебедь и Князь Гвидон
Российская государственная библиотека искусств
Петя — мальчик
Петя — мальчик
Российская государственная библиотека искусств
Надя — старушка
Надя — старушка
Российская государственная библиотека искусств
Авдотья Петровна
Авдотья Петровна
Российская государственная библиотека искусств
Профессор Миронов
Профессор Миронов
Российская государственная библиотека искусств
Сказка о потерянном времени
Сказка о потерянном времени
Российская государственная библиотека искусств
Анна Ивановна — девочка
Анна Ивановна — девочка
Российская государственная библиотека искусств
Царь Морской и царица Водяница
Царь Морской и царица Водяница
Российская государственная библиотека искусств
Заморские персонажи в фильме «Садко»
Заморские персонажи в фильме «Садко»
Российская государственная библиотека искусств
Авдотья Петровна — девочка
Авдотья Петровна — девочка
Российская государственная библиотека искусств
Фарлаф, Рогдай и Ратмир
Фарлаф, Рогдай и Ратмир
Российская государственная библиотека искусств
Надя — девочка
Надя — девочка
Российская государственная библиотека искусств
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
«Циничные карты» культурный шок в бесплатной онлайн игре!
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%