Модница
Модница, ломающая каблук
Необходимым условием одобрения картины «Сказка о потерянном времени» (уже однажды не допущенной к запуску Генеральной дирекцией киностудии «Мосфильм») было резкое усиление комедийной составляющей киносценария. Режиссер-постановщик А.Л. Птушко демонстративно перенасытил режиссерский сценарий дополнительными смешными эпизодами и специально разработанными трюками, значительная часть из которых в фильме не потребовалась.
Тут надо думать, чтобы не было и перевыполнения, когда плохо от избытка смешного.
Реплика режиссера А.Л. Птушко на заседании Художественного совета по обсуждению режиссерского сценария кинофильма «Сказка о потерянном времени» 1 марта 1963 г.
Взвешенный подход, соблюдаемый Птушко при внесении острокомедийной окраски, сделал фильм «Сказка о потерянном времени» очень увлекательным для детской аудитории, в целом, не повредив его сюжетной направленности в русле произведения Евгения Шварца.
Аттракционность в комедии вообще вещь нужная, а в этой она необходима, особенно для детского зрителя.
Драматург, художник, поэт и киносценарист М.Д. Вольпин (1902—1988) о режиссерском сценарии «Сказка о потерянном времени». 1 марта 1963 г.
Выдумывание новых сцен, смешных эпизодов и отдельных трюков попутно обеспечивало заданную Шварцем трактовку сказочного сюжета, построенную на внедрении в него наиболее современных зрителю деталей городского быта. Это иллюстрирует сцена самого начала погони волшебников за детьми, перенесенная сценаристом Владимиром Лифшицем в московский троллейбус (в пьесе Шварца герои и антигерои сталкиваются друг с другом в трамвае).
Троллейбус без кондуктора. ПЕТЯ опускает в кассу монеты. Пробирается вперед. Его спутники за ним. Вот-вот захлопнется дверь троллейбуса, но в последнюю секунду успевают вскочить волшебники и волшебницы. ПЕТЯ их увидел.
— Ребята, — говорит он своим, — волшебники!
Троллейбус едет. ТОМКА бежит рядом. Остановка. Старики и старушки выскакивают и бегут дальше.
Волшебники и волшебницы тоже хотят выскочить из троллейбуса, но какой-то гражданин хватает ПРОКОФИЯ ПРОКОФЬЕВИЧА за плечо. Он пытается выскользнуть из троллейбуса. Но гражданин держит крепко.
— Сперва заплати.
— Отпустите меня!
— Заплати — и отпущу. Заяц!
— Ах, так?! — и ПРОКОФИЙ ПРОКОФЬЕВИЧ щелкает в воздухе пальцами. Голубая молния летит от его пальцев в лоб гражданину. Тот разжимает руку. Волшебники выскакивают из троллейбуса и продолжают погоню. Гражданин в недоумении трет лоб.
Другая концептуальная задача, которую ставил перед собой Птушко, требовала избавления фильма от сцен бытования волшебства в показываемой обстановке современного большого города. По его замыслу, реальный источник волшебной силы не мог находиться в Москве: только с загадочной периферии, из Волшебного леса способны воздействовать на людей чудеса с заклинаниями и заколдованными часами.
Под влиянием всего набора выбранных ориентиров: городского реализма, зрительского смеха и отказа от волшебства — сцена в троллейбусе была заметно переработана. В режиссерском сценарии школьники-старички выскакивают через переднюю площадку, а дети-волшебники — через заднюю. Вместо трюка с «голубой молнией» разыгрывается аттракцион с поломкой каблуков-шпилек одной из пассажирок, а сам факт колдовства (при освобождении Прокофия Прокофьевича из рук бдительного пассажира) заменяется хулиганским укусом.
Кадр № | Объект | План, звук | Метр. | Содержание кадра |
391 | Натура «Троллейбус» | Общий | 3 | — РЕБЯТА, ВОЛШЕБНИКИ! А НУ ЖИВО ХОДУ ОТСЮДА! Остановка. Ребята-старички с непонятной для остальных пассажиров резвостью, отталкивая пассажиров, выскакивают из вагона. |
392 | –‘’– | Ср.глуб. | 6 | Волшебники и волшебницы бросаются вслед за школьниками-старичками. Но неожиданно им преграждает дорогу возмущенная толстуха-модница. Подняв высоко вверх наимоднейшую туфельку со сломанным тоненьким каблучком-«Шпилькой», модница негодующе кричит: |
393 | Натура «Троллейбус», деталь | Ср., немой | 2 | Крупно: решетка на полу вагона. Одна нога в тонком чулке, другая в туфельке, каблучок которой как капкан зажат решеткой. Толчок вагона — кряк! — ломается второй каблук. Вопль модницы. |
394 | Натура «Троллейбус» | Ср., синхр. | 8 | Встретив препятствие в виде модницы, волшебники и волшебницы хотят выскочить из троллейбуса через заднюю площадку, но какой-то гражданин хватает Прокофия Прокофьевича за плечо: |
Троллейбус МТБ-82 с решетчатым полом пассажирского салона. Москва, 1964 г. Фото Х. Формана. (Библиотека UWM)
Унаследованная от ранних типов трамваев «решетка на полу вагона» — набор продольных деревянных реек, становившихся причиной застревания каблуков дамских туфель — имелась в троллейбусах модели МТБ-82. Недавно снятые с производства, эти тесные троллейбусы в 1963 г. все еще преобладали на улицах Москвы .
Троллейбус МТБЭС. Москва, 1964 г. Фото Х. Формана. (Библиотека UWM)
Реальным же объектом для съемки натурной сцены «Троллейбус» был выбран московский троллейбус более современной модели — МТБЭС. Его просторный пассажирский салон был гораздо лучше освещен (за счет рядов дополнительных потолочных окон), но имел совершенно гладкий пол.
Видимо поэтому, а также ввиду нежелания разыгрывать вагонную толчею, Птушко отказался от выдуманного трюка с каблуками, заменив его смешными диалогами. Тем не менее, в групповке сцены «Троллейбус» присутствует женщина, напоминающая «возмущенную толстуху-модницу» с эскиза художницы по костюмам Ольги Кручининой.
Серебряный олень
В развитие наполненной трюками пешей погони, начавшейся со сцены в троллейбусе, ее участники пересаживаются на автотранспорт. Школьники-старички останавливают попутный грузовик, а волшебники похищают частную малолитражку самой последней модели «Москвич-407».
При этом владелец «Москвича» (персонаж Евгения Моргунова) пускается в преследование угонщиков вместе с патрульным милиционером на мотоцикле, а грузовик с превращенными детьми пытается догнать вызванная волшебниками машина скорой медицинской помощи.
Один из волшебников (Сережа Карпоносов) снимает серебряного оленя с капота «Москвича». Кадр из кинофильма «Сказка о потерянном времени» (Мосфильм, 1964)
В сцене угона «Москвича» перед тем, как дети запрыгнули в чужую машину, волшебник Андрей Андреевич (актер Сережа Карпоносов) снимает с ее капота модный автолюбительский аксессуар — объемную металлическую фигурку в виде прыгающего оленя (серийно устанавливавшуюся на капот первых выпусков автомобилей «Волга» модели ГАЗ-21). Прежде в фильме уже показывалось, как владелец «Москвича» дорожит этим серебристым декоративным оленем: герой Моргунова наводит на него блеск и устанавливает на капот только перед поездкой.
Линия с украденной фигуркой оленя в режиссерском сценарии А. Птушко (в литературном сценарии В. Лифшица ничего подобного не было) имеет продолжение в сцене с погоней за волшебниками. В фильме милицейский мотоцикл, преследующий «Москвич» на пригородном шоссе, вылетает в кювет из-за лопнувшего колеса мотоциклетной коляски (с актером Моргуновым), однако по сценарию причина аварии должна была быть другой.
Согласно расчету стоимости изготовления и покупки реквизита (включенному в Генеральную смету на постановку кинокартины «Сказка о потерянном времени») помимо самого мотоцикла, терпящего крушение в данной сцене, был закуплен еще один предмет:
№ | Наименование | Колич. | Изготовление | Покупка | Сумма |
Объект 11. «Пригородное шоссе» | |||||
1. | «Олень» — эмблема | 1 | – | 25 | 25 |
2. | Милицейский мотоцикл М-72 (с коляской) | 1 | – | 1050 | 1050 |
Насчет оленя. Как я помню, по первоначальному замыслу Сережа Карпоносов должен был бросить его в мотоцикл. Олень должен был попасть в спицы колеса, что вызвало бы аварию. Видимо, Птушко отказался от этого замысла.
Из интервью Евгения Соколова (Eugène Sokoloff, Монреаль) французскому киноведу Маттье Рэду (Matthieu Rehde), 2024 г.
Накапотная фигура в виде оленя для автомобиля ГАЗ-21 «Волга». Цинковый сплав, никелирование. 1957 г. (Политехнический музей)
Тяжелая фигурка оленя не была брошена в колеса мотоцикла, трюк ограничили съемкой его съезда в кювет (замедленного при помощи специально изготовленного механического приспособления). Но в кульминационной сцене погони заметна изготовка Зины Кукушкиной к броску при соответствующем взаимном расположении машины и мотоцикла на дороге.
Цыпленков К.В.
Российская государственная библиотека искусств
Модница
