Шрифт
Цвет
Графика
«Циничные карты» культурный шок в бесплатной онлайн игре!
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Мистерия успеха: «Сказка о потерянном времени»»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Петя — мальчик

Время создания
1963
Место создания
Москва
Размер
41x29 см
Техника
бумага, гуашь
4
Открыть в приложении
#17

Роль Григория Плоткина

#23

В театральных постановках «Сказки о потерянном времени» Евгения Шварца (разумеется, за исключением радиотеатра) трюк с превращением мальчика Пети в старика представлял собой разноплановую проблему. Чтобы зритель поверил в разыгрываемую перед ним комедию с обменом телами, требовалось соблюсти тождественность костюма «превращаемых» (хотя бы и кукольных) персонажей.

#8

Доступным художественным приемом был перенос времени действия в зимний период (заданный сказкой Шварца, но не его пьесой) с условными шапками-ушанками, свитерами и зимними курточками — именно в этом ключе был решен вопрос костюма в рисованных диафильмах по «Сказке о потерянном времени»: черно-белом (1948 г.) и цветном (1963 г.). Но авторская инсценировка сказки — с поющей кукушкой и «дико прыгающим» за бабочками профессором Смирновым «в легком весеннем пальто» — предъявляла более высокие требования к одежде персонажей-школьников.

#16

Афиша спектакля «Сказка о потерянном времени» Евгения Шварца в постановке ГЦТК С.В. Образцова. 1959 г. Авторы оформления художники В. Андриевич и Б. Маркевич.

С введением в июле 1954 г. обязательного ношения «форменной одежды для мальчиков-школьников» внешнему виду сценического Пети Зубова было суждено преобразиться. Для учеников первого — четвертого классов теперь полагалась темно-серая окантованная фуражка со значком, темно-серый костюм (гимнастерка и брюки) и черный поясной ремень с ученической бляхой. Как же при такой исходной характеристике Пети осуществить «трансмутацию»? Наличие «гимназической» фуражки (являвшейся минимально необходимым элементом формы) путало художникам все карты.

#25

К началу 1960-х годов «военизированная» школьная форма для мальчиков получила широкое распространение в ряде республик СССР, но при этом обязательность ее ношения в значительной степени ослабла, особенно — в отношении неудобной фуражки. Неофициальная либерализация средней школы (заложенная в том же 1954 г. внедрением совместного обучения девочек и мальчиков) позволила начать «маркировать» экранный образ учащегося младших классов одним только форменным поясным ремнем — так, как это сделали создатели кинофильма «Снежная сказка» (Мосфильм, 1959).

#9

Только что стоял перед нами мальчик в коротких штанишках. Затем он превратился в старика. А как он одет? Это может тоже стать источником какого-то розыгрыша для того, чтобы все это обыграть.

Л.В. Голубкина, редактор художественного фильма «Сказка о потерянном времени». 24 марта 1961 г.

#24

И, тем не менее, проблема тождественности костюмов школьника и старика при экранизации сказки Е. Шварца оставалась очень острой. В марте 1961 г. на раннем этапе работы с литературным сценарием В. Лифшица «Сказка о потерянном времени» художественный руководитель Творческого объединения детских фильмов Александр Птушко привлек внимание молодого режиссера Тамары Лисициан к вопросу взаимного соответствия взрослой и детской одежды, определив его как трудноразрешимый и первоочередной. 

#14

Надо немедленно, буквально с завтрашнего дня искать художника, так как в нем можно ошибиться. Нужно посмотреть эскизы, по линии костюмов подумать. Об этом нужно тоже подумать. Если мальчик в каком-то джемперочке, то после этого Яншин пузатенький стоит в этом вязаном джемперочке среди улицы… Здесь надо подумать и найти такой детский костюм, который остается и у взрослого. Может быть это нужно найти и точно определить с художником. Это вещь стилистически очень трудная.

Режиссер А.Л. Птушко, руководитель Творческого объединения детских и юношеских фильмов киностудии «Мосфильм». 24 марта 1961 г.

#7

Решение проблемы «кинопревращения» детей в стариков (и обратно) наметилось благодаря новому образцу школьной формы для мальчиков, утвержденной Министерством просвещения РСФСР в декабре 1962 г. «Гимназическая» фуражка, наконец, официально отменялась и уступала место темно-синему берету, а цвет костюма менялся с надоевшего сизого на серый. И, что самое главное, вместо гимнастерки и кителя для учащихся всех возрастов Общесоюзным домом моделей одежды был разработан демократичного покроя свободный пиджак, надеваемый на светлую рубашку.

#6

Петя Зубов — мальчик (актер Гриша Плоткин) в кадре из кинофильма «Сказка о потерянном времени» (Мосфильм, 1964)

Приступить к ношению новой школьной формы намечалось с сентября 1963 г. Ее долгожданное сходство с партикулярным серым мужским костюмом стало одним из «золотых инструментов» для режиссера-постановщика «Сказки о потерянном времени» Птушко и художницы по костюмам Ольги Кручининой.

#26

Надо заметить, что разработкой режиссерского сценария «Сказка о потерянном времени» Александр Птушко был занят в декабре 1962 — январе 1963 г. — непосредственно в пору обнародования будущей реформы. А время его действия (следуя литературной основе В. Лившица и Е. Шварца) режиссер уверенно привязал к весне, с готовностью принять на себя возможные стилистические неувязки с верхней одеждой персонажей. 

#27

Из выступления А.Л. Птушко на заседании Художественного совета 1 марта 1963 г. следует, что он был прекрасно осведомлен о предстоящем изменении школьной (и не только школьной!) форменной одежды, и уже сделал ставку на еще не появившиеся серые пиджачки с открытыми лацканами.

#30

Встреча постаревшего Пети Зубова (актер Олег Анофриев) со своими одноклассниками. Кадр из кинофильма «Сказка о потерянном времени» (Мосфильм, 1964)

На прямой вопрос: «В каком наряде будет Петя?», поставленный главным редактором Творческого объединения «Юность» А.Г. Хмеликом, режиссер четко ответил, что это будет «тужурочка на пуговках», в которой после превращения из мальчика в старичка главный герой будет похож «на проводника вагона или кондуктора».

#29

Интересно, что о введении новой светло-серой летней форменной одежды для железнодорожников (разработанной в 1962–1963 гг. тем же Общесоюзным домом моделей, параллельно со схожей с ней школьной формой) газеты объявили намного позже — уже в разгар съемок фильма. В этом отношении профессиональный подход, проявленный художником и режиссером кинофильма «Сказка о потерянном времени» в их стремлении не отстать от развивающеся действительности, позволил им буквально «заглянуть» в будущий 1964 год.

#28

Возвращаясь к вопросу о сезонности формы одежды персонажей стоит заметить, что незадолго до начала производственного периода А.Л. Птушко принял решение перенести время действия фильма с весны (заданной киносценарием) на осень. По всей видимости, это было продиктовано утверждением плана экспедиций в Севастополь, Ялту и Ужгород с натурными съемками, выпадающими на сентябрь и октябрь 1963 г.

#32

Утвержденная фотопроба Гриши Плоткина на роль Пети Зубова в кинокартине «Сказка о потерянном времени». 1963 г. (РГАЛИ)

Первым школьником Москвы, переодевшимся в новую школьную форму в конце июня 1963 г. (в ходе последних предсъемочных репетиций на «Мосфильме»), стал только что окончивший третий класс английской спецшколы № 4 Гриша Плоткин. Ранее его кандидатура (выбранная режиссером среди сорока семи мальчиков, прошедших фотопробы) прошла утверждение на роль Пети в кинокартине «Сказка о потерянном времени». Отбор производился по внешнему сходству с утвержденным на взрослую роль Борисом Новиковым, но репетировать Грише пришлось с другим актером — Олегом Анофриевым.

#35

Генеральной сметой на постановку кинокартины «Сказка о потерянном времени» было предусмотрено, что уже во время съемок каждый из трех основных актеров — Георгий Вицин, Сергей Мартинсон и Олег Анофриев, — проведет около двадцати особых репетиций с одним из прикрепленных к ним по исполняемым ролям детей (Сережей Карпоносовым, Женей Соколовым и Гришей Плоткиным). На практике, по личным свидетельствам самих юных нештатных актеров, дополнительные «особые репетиции» по усвоению характера героя не проводились, их с успехом заменяло живое общение на съемочной площадке.

#34

Никогда не забуду, как Олег Анофриев подошел ко мне как-то на площадке и спросил: «Хочешь, научу тебя песенке?» — «Конечно», — ответил я. И он начал напевать: «Я книжек не читаю, я уроков не учу. Я целый день гуляю, вытворяю, что хочу. А ты, пионер, не спи. Глаз не закрывай. Ты меня [пере]воспитывай!» Следующие восемь месяцев каждый раз, когда мы встречались, пели эту песню дуэтом.

Из статьи «После сказки», опубликованной Гришей Плоткиным (Gregory Plotkin, Лос-Анжелес) в журнале «Русский пионер» (2015 г., № 7)

#36
#19
читать дальшескрыть

Петя — мальчик

Время создания
1963
Место создания
Москва
Размер
41x29 см
Техника
бумага, гуашь
4
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Кручинина О.С. Коллекция работ

Петя — старик
Петя — старик
Российская государственная библиотека искусств
Царь Морской и царица Водяница
Царь Морской и царица Водяница
Российская государственная библиотека искусств
Модница
Модница
Российская государственная библиотека искусств
Профессор Миронов
Профессор Миронов
Российская государственная библиотека искусств
Сказка о потерянном времени
Сказка о потерянном времени
Российская государственная библиотека искусств
Фарлаф, Рогдай и Ратмир
Фарлаф, Рогдай и Ратмир
Российская государственная библиотека искусств
Наряды Хозяйки Медной горы
Наряды Хозяйки Медной горы
Российская государственная библиотека искусств
Надя — девочка
Надя — девочка
Российская государственная библиотека искусств
Надя — старушка
Надя — старушка
Российская государственная библиотека искусств
Царевна Лебедь и Князь Гвидон
Царевна Лебедь и Князь Гвидон
Российская государственная библиотека искусств
Заморские персонажи в фильме «Садко»
Заморские персонажи в фильме «Садко»
Российская государственная библиотека искусств
Прокофий Прокофьевич — мальчик
Прокофий Прокофьевич — мальчик
Российская государственная библиотека искусств
Авдотья Петровна
Авдотья Петровна
Российская государственная библиотека искусств
Анна Ивановна — девочка
Анна Ивановна — девочка
Российская государственная библиотека искусств
Авдотья Петровна — девочка
Авдотья Петровна — девочка
Российская государственная библиотека искусств
Костюм Артура Грэя
Костюм Артура Грэя
Российская государственная библиотека искусств
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
«Циничные карты» культурный шок в бесплатной онлайн игре!
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%