Петя — мальчик
В театральных постановках «Сказки о потерянном времени» Евгения Шварца (разумеется, за исключением радиотеатра) трюк с превращением мальчика Пети в старика представлял собой разноплановую проблему. Чтобы зритель поверил в разыгрываемую перед ним комедию с обменом телами, требовалось соблюсти тождественность костюма «превращаемых» (хотя бы и кукольных) персонажей.
Доступным художественным приемом был перенос времени действия в зимний период (заданный сказкой Шварца, но не его пьесой) с условными шапками-ушанками, свитерами и зимними курточками — именно в этом ключе был решен вопрос костюма в рисованных диафильмах по «Сказке о потерянном времени»: черно-белом (1948 г.) и цветном (1963 г.). Но авторская инсценировка сказки — с поющей кукушкой и «дико прыгающим» за бабочками профессором Смирновым «в легком весеннем пальто» — предъявляла более высокие требования к одежде персонажей-школьников.
Афиша спектакля «Сказка о потерянном времени» Евгения Шварца в постановке ГЦТК С.В. Образцова. 1959 г. Авторы оформления художники В. Андриевич и Б. Маркевич.
С введением в июле 1954 г. обязательного ношения «форменной одежды для мальчиков-школьников» внешнему виду сценического Пети Зубова было суждено преобразиться. Для учеников первого — четвертого классов теперь полагалась темно-серая окантованная фуражка со значком, темно-серый костюм (гимнастерка и брюки) и черный поясной ремень с ученической бляхой. Как же при такой исходной характеристике Пети осуществить «трансмутацию»? Наличие «гимназической» фуражки (являвшейся минимально необходимым элементом формы) путало художникам все карты.
К началу 1960-х годов «военизированная» школьная форма для мальчиков получила широкое распространение в ряде республик СССР, но при этом обязательность ее ношения в значительной степени ослабла, особенно — в отношении неудобной фуражки. Неофициальная либерализация средней школы (заложенная в том же 1954 г. внедрением совместного обучения девочек и мальчиков) позволила начать «маркировать» экранный образ учащегося младших классов одним только форменным поясным ремнем — так, как это сделали создатели кинофильма «Снежная сказка» (Мосфильм, 1959).
Только что стоял перед нами мальчик в коротких штанишках. Затем он превратился в старика. А как он одет? Это может тоже стать источником какого-то розыгрыша для того, чтобы все это обыграть.
Л.В. Голубкина, редактор художественного фильма «Сказка о потерянном времени». 24 марта 1961 г.
И, тем не менее, проблема тождественности костюмов школьника и старика при экранизации сказки Е. Шварца оставалась очень острой. В марте 1961 г. на раннем этапе работы с литературным сценарием В. Лифшица «Сказка о потерянном времени» художественный руководитель Творческого объединения детских фильмов Александр Птушко привлек внимание молодого режиссера Тамары Лисициан к вопросу взаимного соответствия взрослой и детской одежды, определив его как трудноразрешимый и первоочередной.
Надо немедленно, буквально с завтрашнего дня искать художника, так как в нем можно ошибиться. Нужно посмотреть эскизы, по линии костюмов подумать. Об этом нужно тоже подумать. Если мальчик в каком-то джемперочке, то после этого Яншин пузатенький стоит в этом вязаном джемперочке среди улицы… Здесь надо подумать и найти такой детский костюм, который остается и у взрослого. Может быть это нужно найти и точно определить с художником. Это вещь стилистически очень трудная.
Режиссер А.Л. Птушко, руководитель Творческого объединения детских и юношеских фильмов киностудии «Мосфильм». 24 марта 1961 г.
Решение проблемы «кинопревращения» детей в стариков (и обратно) наметилось благодаря новому образцу школьной формы для мальчиков, утвержденной Министерством просвещения РСФСР в декабре 1962 г. «Гимназическая» фуражка, наконец, официально отменялась и уступала место темно-синему берету, а цвет костюма менялся с надоевшего сизого на серый. И, что самое главное, вместо гимнастерки и кителя для учащихся всех возрастов Общесоюзным домом моделей одежды был разработан демократичного покроя свободный пиджак, надеваемый на светлую рубашку.
Петя Зубов — мальчик (актер Гриша Плоткин) в кадре из кинофильма «Сказка о потерянном времени» (Мосфильм, 1964)
Приступить к ношению новой школьной формы намечалось с сентября 1963 г. Ее долгожданное сходство с партикулярным серым мужским костюмом стало одним из «золотых инструментов» для режиссера-постановщика «Сказки о потерянном времени» Птушко и художницы по костюмам Ольги Кручининой.
Надо заметить, что разработкой режиссерского сценария «Сказка о потерянном времени» Александр Птушко был занят в декабре 1962 — январе 1963 г. — непосредственно в пору обнародования будущей реформы. А время его действия (следуя литературной основе В. Лившица и Е. Шварца) режиссер уверенно привязал к весне, с готовностью принять на себя возможные стилистические неувязки с верхней одеждой персонажей.
Из выступления А.Л. Птушко на заседании Художественного совета 1 марта 1963 г. следует, что он был прекрасно осведомлен о предстоящем изменении школьной (и не только школьной!) форменной одежды, и уже сделал ставку на еще не появившиеся серые пиджачки с открытыми лацканами.
Встреча постаревшего Пети Зубова (актер Олег Анофриев) со своими одноклассниками. Кадр из кинофильма «Сказка о потерянном времени» (Мосфильм, 1964)
На прямой вопрос: «В каком наряде будет Петя?», поставленный главным редактором Творческого объединения «Юность» А.Г. Хмеликом, режиссер четко ответил, что это будет «тужурочка на пуговках», в которой после превращения из мальчика в старичка главный герой будет похож «на проводника вагона или кондуктора».
Интересно, что о введении новой светло-серой летней форменной одежды для железнодорожников (разработанной в 1962–1963 гг. тем же Общесоюзным домом моделей, параллельно со схожей с ней школьной формой) газеты объявили намного позже — уже в разгар съемок фильма. В этом отношении профессиональный подход, проявленный художником и режиссером кинофильма «Сказка о потерянном времени» в их стремлении не отстать от развивающеся действительности, позволил им буквально «заглянуть» в будущий 1964 год.
Возвращаясь к вопросу о сезонности формы одежды персонажей стоит заметить, что незадолго до начала производственного периода А.Л. Птушко принял решение перенести время действия фильма с весны (заданной киносценарием) на осень. По всей видимости, это было продиктовано утверждением плана экспедиций в Севастополь, Ялту и Ужгород с натурными съемками, выпадающими на сентябрь и октябрь 1963 г.
Утвержденная фотопроба Гриши Плоткина на роль Пети Зубова в кинокартине «Сказка о потерянном времени». 1963 г. (РГАЛИ)
Первым школьником Москвы, переодевшимся в новую школьную форму в конце июня 1963 г. (в ходе последних предсъемочных репетиций на «Мосфильме»), стал только что окончивший третий класс английской спецшколы № 4 Гриша Плоткин. Ранее его кандидатура (выбранная режиссером среди сорока семи мальчиков, прошедших фотопробы) прошла утверждение на роль Пети в кинокартине «Сказка о потерянном времени». Отбор производился по внешнему сходству с утвержденным на взрослую роль Борисом Новиковым, но репетировать Грише пришлось с другим актером — Олегом Анофриевым.
Генеральной сметой на постановку кинокартины «Сказка о потерянном времени» было предусмотрено, что уже во время съемок каждый из трех основных актеров — Георгий Вицин, Сергей Мартинсон и Олег Анофриев, — проведет около двадцати особых репетиций с одним из прикрепленных к ним по исполняемым ролям детей (Сережей Карпоносовым, Женей Соколовым и Гришей Плоткиным). На практике, по личным свидетельствам самих юных нештатных актеров, дополнительные «особые репетиции» по усвоению характера героя не проводились, их с успехом заменяло живое общение на съемочной площадке.
Никогда не забуду, как Олег Анофриев подошел ко мне как-то на площадке и спросил: «Хочешь, научу тебя песенке?» — «Конечно», — ответил я. И он начал напевать: «Я книжек не читаю, я уроков не учу. Я целый день гуляю, вытворяю, что хочу. А ты, пионер, не спи. Глаз не закрывай. Ты меня [пере]воспитывай!» Следующие восемь месяцев каждый раз, когда мы встречались, пели эту песню дуэтом.
Из статьи «После сказки», опубликованной Гришей Плоткиным (Gregory Plotkin, Лос-Анжелес) в журнале «Русский пионер» (2015 г., № 7)
Цыпленков К.В.
Российская государственная библиотека искусств
Петя — мальчик
