Шрифт
Цвет
Графика
«Циничные карты» культурный шок в бесплатной онлайн игре!
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Мистерия успеха: «Сказка о потерянном времени»»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Петя — старик

Время создания
1963
Место создания
Москва
Размер
41x29 см
Техника
бумага, гуашь
3
Открыть в приложении
#1

Роль Олега Анофриева

#33

Исполнитель главной роли в фильме «Сказка о потерянном времени» окончательно определился только незадолго до съемок. Ранее,  по результатам фотопроб актеров на роль Пети Зубова — старика был предварительно утвержден популярный исполнитель комедийных ролей Савелий Крамаров. Параллельно рассматривались также кандидатуры Заслуженных артистов РСФСР Бориса Новикова и Андрея Тутышкина, а также Петра Модникова и Заслуженного артиста Украинской ССР Леонида Быкова.

#41

Кинопробы, прошедшие в конце мая 1963 г., привели Художественный совет к убеждению, что Петей Зубовым в фильме будет не Крамаров, а Новиков. Популярный актер Борис Новиков уже снимался у А.Л. Птушко: он исполнил мелкую эпизодическую роль в последней работе режиссера — фильме «Алые паруса» (Мосфильм, 1961).

#40

В сценарии для меня показался самым страшным и самым опасным вопрос, как станут взрослыми стариками дети и как они будут вести себя. […] Но Новиков доказал, что это может быть очень смешно и очень убедительно. И, может быть, очень правильно, что он выглядит несколько загримированным, потому что действительно это мальчик, у которого выросла борода, который не привык к своему старческому обличию.

Драматург и киносценарист М.Д. Вольпин (1902—1988) на обсуждении кинопроб картины «Сказка о потерянном времени». 11 июня 1963 г.
#42

Все прежние соискатели роли Пети были опробованы на роль другого старичка — превращенного Васи Зайцева, но в их актерских решениях режиссер не увидел достаточной «легкости», необходимой для образа второго плана по отношению к игре Бориса Новикова. Поэтому 11 июня 1963 г. А.Л. Птушко обратился к Художественному совету с просьбой заочно утвердить на роль Васи артиста Олега Анофриева (прекрасно сыгравшего в фильме «Алые паруса» яркую роль слуги главного героя). 

#43

Однако вскоре, в самый разгар репетиций с актерами выяснилось, что Борис Новиков не сможет участвовать в съемках «Сказки о потерянном времени». Его потенциальных «дублеров» режиссер решил распределить так: Савелий Крамаров становится Васей, а Олег Анофриев получает роль Пети.

#36

Фотооткрытка (Москва, 1964) с портретом киноактера Олега Андреевича Анофриева (1930—2018). Фото Б. Виленкина и Г. Тер-Ованесова. (РГБИ)

Так «Сказка о потерянном времени» получила исполнителя главной роли. Интересно, что незадолго до этого Олегу Анофриеву уже довелось выступить фактическим дублером Бориса Новикова — на театральной сцене. В конце 1962 г. после внезапного ухода Новикова из Театра имени Моссовета без главного исполнителя остался феноменально успешный спектакль «Василий Теркин» режиссера А.Л. Шапса. Тогда талантливый молодой актер получил от главного режиссера театра Ю.А. Завадского предложение перейти в труппу. В итоге спектакль был перезапущен и вскоре сумел подняться на новую высоту — уже с Олегом Анофриевым в роли Теркина.

#48

До меня эту роль играл Борька Новиков, у него был фантастический успех, потом он разругался до точки невозврата с режиссером Завадским. Стали искать замену, нашли меня.

Народный артист РФ О.А. Анофриев об исполнении роли Василия Теркина в интервью «Российской газете». 8 сентября 2016 г.

#51

Петя — старик в исполнении актера Олега Анофриева. Кадр из кинофильма «Сказка о потерянном времени» (Мосфильм, 1964)

В заключении Художественного совета по уже готовой кинокартине «Сказка о потерянном времени» указано: «В роли главного героя фильма — Пети старичка — снимался актер театра им. Моссовета Олег Анофриев. Он решает свою роль мягко, комедийно, интересно обыгрывая необычную ситуацию».

#52

Внешнее и внутреннее оказывается фантастически противоположным. На этом и строит роль артист Олег Анофриев, играющий Петю Зубова «в старости». «Первоисточник» образа — маленький школьник — почти все время остается за экраном. Но он живет в «старичке» Пете, живет в движении, со своим постоянно меняющимся характером. Не традиционная для киносказки трюковая подмена, а полное соответствие сущности образа — вот главное в исполнении актера.

Из рецензии В.Г. Кисунько на кинофильм «Сказка о потерянном времени» в журнале «Искусство кино» (1964 г., № 8)

#10

В пьесе Шварца постаревший Петя довольно просто характеризуется, как веселый старик с румянцем на щеках и длинной седой бородой. В кинофильме кроме наследуемого от мальчика внутреннего задора Пете — старичку требовалось иметь еще и очень точно выверенный костюм. 

#22

Вначале у нас Петя — мальчик, а потом старик. Но чтобы чувствовалось, что это один персонаж, это должно быть выражено в покрое костюма и, конечно, главное в голосе.

А.Л. Птушко на заседании Художественного совета по обсуждению режиссерского сценария «Сказка о потерянном времени». 1 марта 1963 г.

#21

Художественным решениям в части костюма очень поспособствовало объявленное в конце декабря 1962 г. предстоящее изменение школьной формы для мальчиков. В этом отношении фильм «Сказка о потерянном времени» заглядывал в будущее: в московских школах еще донашивали сизые кителя и гимнастерки (в большинстве случаев не имея даже и этого), а на эскизах художницы Ольги Кручининой пионеры-третьеклассники и «веселые старики» уже облачились в светло-серую пиджачную пару со светлой рубашкой и красным галстуком.

#15

А.Г. ХМЕЛИК:

— А в каком наряде будет Петя?

А.Л. ПТУШКО:

— Тужурочка на пуговках. Он будет похож на проводника вагона или кондуктора. Все ясно?

Из стенограммы заседания Художественного совета по обсуждению режиссерского сценария Александра Птушко «Сказка о потерянном времени» от 1 марта 1963 г.

#9

Петя Зубов (в исполнении Олега Анофриева) впервые узнает, что превратился в старика. Кадр из кинофильма «Сказка о потерянном времени» (Мосфильм, 1964)

#54
#53
читать дальшескрыть

Петя — старик

Время создания
1963
Место создания
Москва
Размер
41x29 см
Техника
бумага, гуашь
3
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Кручинина О.С. Коллекция работ

Профессор Миронов
Профессор Миронов
Российская государственная библиотека искусств
Петя — мальчик
Петя — мальчик
Российская государственная библиотека искусств
Царевна Лебедь и Князь Гвидон
Царевна Лебедь и Князь Гвидон
Российская государственная библиотека искусств
Авдотья Петровна
Авдотья Петровна
Российская государственная библиотека искусств
Прокофий Прокофьевич — мальчик
Прокофий Прокофьевич — мальчик
Российская государственная библиотека искусств
Сказка о потерянном времени
Сказка о потерянном времени
Российская государственная библиотека искусств
Костюм Артура Грэя
Костюм Артура Грэя
Российская государственная библиотека искусств
Надя — старушка
Надя — старушка
Российская государственная библиотека искусств
Заморские персонажи в фильме «Садко»
Заморские персонажи в фильме «Садко»
Российская государственная библиотека искусств
Надя — девочка
Надя — девочка
Российская государственная библиотека искусств
Царь Морской и царица Водяница
Царь Морской и царица Водяница
Российская государственная библиотека искусств
Анна Ивановна — девочка
Анна Ивановна — девочка
Российская государственная библиотека искусств
Наряды Хозяйки Медной горы
Наряды Хозяйки Медной горы
Российская государственная библиотека искусств
Фарлаф, Рогдай и Ратмир
Фарлаф, Рогдай и Ратмир
Российская государственная библиотека искусств
Модница
Модница
Российская государственная библиотека искусств
Авдотья Петровна — девочка
Авдотья Петровна — девочка
Российская государственная библиотека искусств
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
«Циничные карты» культурный шок в бесплатной онлайн игре!
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%