Профессор Миронов
Профессор Миронов
В «Сказке о потерянном времени», сочиненной Евгением Шварцем в 1940 г., действие происходит снежной зимой, поэтому тема ловли бабочек в ней не могла быть затронута. Содержание авторского варианта короткой пьесы по данной сказке, которая в течение одного месяца 1941 г. шла на сцене Ленинградского государственного кукольного театра, пока до конца не установлено (известно лишь о появлении в ней заколдованной кукушки).
Безымянный профессор — старик в очках, ловящий сачком бабочку, был введен Шварцем в «Сказку о потерянном времени», напечатанную в журнале «Мурзилка» в июне 1945 г. Из короткого диалога Пети, Маруси и Нади с профессором выясняется, что действие этого варианта сказки происходит ранней весной.
Окончательный вариант «Сказки о потерянном времени», ставший тонкой книжкой для младшей школы, изданной «Детгизом» в ноябре 1948 г., возвращен автором из весны в зиму, поэтому профессор с сачком для бабочек в сказочно-повествовательной версии более не фигурировал.
Но помимо укороченного зимнего рассказа-сказки, напечатанного крупным шрифтом для начинающих читать первоклассников, Шварц еще в июне 1948 г. опубликовал заново написанную им пьесу в трех действиях «Сказка о потерянном времени», рассчитанную на более широкую возрастную аудиторию. Одна из семнадцати ее сценических картин разыгрывается на аллее майского городского парка и посвящена встрече Пети Зубова с профессором Андреем Андреевичем Смирновым, ловящим летящую бабочку собственной шляпой.
Парк, покрытый весенней листвою. Аккуратно подстриженный газон.
Петя появляется на аллее.
Петя. Вот здесь их надо искать. Куда же им, бедным, еще деваться? Разбрелись, наверное, по паркам да по скверикам и сидят себе на скамеечках.
На аллее появляется старик в легком весеннем пальто. В руке мягкая шляпа. Он приближается не спеша.
Посмотрим, как он будет себя вести… Нет, это не он. Лицо спокойное. Ай!
Старик вдруг делает дикий прыжок. Мчится прямо по аллее. Гонится за бабочкой. Пробует ее поймать своею шляпой.
Мальчик! Честное слово, мальчик! Ах ты, мой дорогой… За бабочкой погнался, голубчик!
Петя шагает на газон. Короткий свисток. Сторож вырастает перед Петей.
Сторож. Дедушка! По газону ходить воспрещается.
Петя. А почему тому мальчику можно?
Сторож. Где же это вы, дедушка, увидали мальчика?
Петя. А вон тот, седой, который прыгает.
Сторож. Этот? Да что вы, дедушка! Да разве же это мальчик?
Петя. А кто же он?
Сторож. Это заслуженный деятель науки профессор Андрей Андреевич Смирнов. Мы ему тут все разрешаем: и цветы рвать, и траву мять, и кусты ломать.
Петя. Почему же это?
Сторож. Потому что это он для науки. Вот поймал он бабочку. Хочет он узнать: что это за бабочка? Почему она так рано появилась? Не вредная ли она? Он и на прогулке напрасно времени не теряет, а вы говорите — мальчик. Ах, дедушка, дедушка! (Укоризненно покачивая головой, уходит.)
Исчезает, поймав бабочку, и профессор Смирнов. Петя остается один.
Делающий «дикий прыжок» за бабочкой второстепенный персонаж пьесы послужил одним из предлогов для огульной критики Евгения Шварца в период преследования деятелей литературы и искусства за «формализм» и «низкопоклонство перед Западом».
Гротесково, карикатурно представлены в пьесе не только мнимые, но и настоящие старики, например, заслуженный деятель науки профессор биологии Андрей Андреевич: дико скачет он по газонам парка, гоняясь за редкостными бабочками, топча клумбы и ломая кусты.
Старший научный сотрудник НИИ художественного воспитания Галина Гурко о пьесе Е. Шварца «Сказка о потерянном времени» в газете «Советское искусство» от 28 января 1950 г.
В 1960 г. шварцевскую сцену с заслуженным деятелем науки профессором Андреем Андреевичем Смирновым другой детский писатель — Владимир Лифшиц использовал при создании киносценария «Сказка о потерянном времени». Но, так как в пьесе Шварца оказалось два Андрея Андреевича (один — злой волшебник, а второй — заслуженный ученый-энтомолог), в соответствующем эпизоде литературного сценария Лифшица профессор был переименован в Мирона Мироновича Миронова.
В конце 1962 г. при разработке режиссерского сценария будущей кинокартины режиссер Александр Птушко привязал соответствующие кадры к натурному объекту «Бульвар» с введением в них комбинированной съемки полета механической бабочки.
Кадр | Объект | План, звук | Метр. | Содержание кадра | Прим. |
345 | Натура «Бульвар» | Панорама, синхр. | 4 | Парк. по газону бегает высокий тощий старик без шапки, в расстегнутом пиджаке с сачком в руке, ловит бабочку. Махнул сачком. Промахнулся. Упал. Вскочил. | — |
346 | –‘’– | Средний, синхр. | 3 | Томка, посмотрев на старика, демонстративно садится у края газона. Ее нагоняет Петя: — ЧЕГО ЖЕ ТЫ?.. СИДИШЬ? НЕ ВИДИШЬ, ЭТО ЖЕ МАЛЬЧИК! — кричит Петя и шагает на газон. Томка отрицательно качает головой. | — |
347 | Комбинир. кадр второй эксп. | –‘’– | 9 | Раздается свисток. Перед Петей вырастает сторож. — ДЕДУШКА, ПО ГАЗОНАМ ХОДИТЬ ВОСПРЕЩЕНО! — говорит сторож. — А ПОЧЕМУ ТОМУ МАЛЬЧИКУ МОЖНО? — КАКОЙ ЖЕ ЭТО МАЛЬЧИК? ЭТО ЗАСЛУЖЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ НАУКИ, ПРОФЕССОР МИРОН МИРОНОВИЧ МИРОНОВ. ОН БАБОЧЕК ДЛЯ НАУКИ ЛОВИТ. ОН И НА ПРОГУЛКЕ ЗРЯ ВРЕМЕНИ НЕ ТЕРЯЕТ. ЭХ, ДЕДУШКА!.. — и сторож уходит, укоризненно качая головой. | Механ. бабочка на спец. подвеске второй экспозиц. |
348 | –‘’– | Средний, немой | 5 | Поймав бабочку, уходит и довольный профессор Миронов. | Механ. бабочка |
Но мало написать, что прошел Мирон Миронович своей смешной походкой, этого мало. Если он будет идти, как профессор Каблуков одной ногой по тротуару, а другой по мостовой и удивляться почему он хромает, то это будет смешно. Но это надо передать.
25 июня 1963 г. директор картины И.Н. Харитонов утвердил ранее выполненные художницей Ольгой Кручининой эскизы костюмов, часть из которых уже была пошита и подготовлена к съемкам. Одежда для персонажа «Профессор Миронов» отражена в Генеральной смете на постановку кинокартины «Сказка о потерянном времени» с расчетом стоимости изготовления и приобретения следующих предметов: костюм чесучовый, шляпа соломенная, рубашка, галстук, носки, кеды.
Эскиз костюма «Профессор Миронов» к кинокартине «Сказка о потерянном времени». Художник О.С. Кручинина, март–май 1963 г. (РГБИ)
При составлении Генеральной сметы в июне 1963 г. натурные съемки были разверстаны по конкретным местам и датам. Согласно пообъектной смете экспедиция киногруппы в Севастополь и Ялту (где и должен был находиться объект «Бульвар») выпадала на вторую половину сентября, а экспедиция в Ужгород — на октябрь 1963 г. Этот план (не оставлявший никаких надежд на бабочек и зеленую листву), по-видимому, и предопределил концептуальное решение режиссера Птушко перенести время действия кинофильма «Сказка о потерянном времени» с заданной киносценарием весны на осень.
Таким образом, обеспеченный костюмом и реквизитом ранее запланированный персонаж «Профессор Миронов» оказался логически не совместимым с новым режиссерским вариантом календарного прочтения сказки Шварца и не был задействован в кинокартине.
«Коммунхозовский деятель»
Кинооператор С.Я. Рубашкин, режиссер А.Л. Птушко и ассистент режиссера Н.А. Птушко изучают место будущей съемки натурного объекта «Фонтан». Москва, 1963 г. (ГЦМК)
Для съемки сцен с теряющим время мальчиком Васей (и последующим превращением его в старика) к барьеру водоема у Дворца пионеров на Ленинских горах предполагалось пристроить скульптурную декорацию в виде фонтана. По сценарию до приближения Васи к фонтану его приведением в порядок (очевидно, после зимы) занят смешной «художник» — работник коммунального хозяйства с огромной фанерной палитрой и кистями в руках.
Кадр | Объект | План, звук | Метр. | Содержание кадра | Прим. |
136 | Декор на натуре «Сквер» — фонтан | Общ. Наезд до ср. плана, синхр. | 8 | Маленький скверик, прилегающий к улице. посреди сквера фонтан, он украшен уродливой скульптурной группой: пионеры-амурчики водят хоровод вокруг крокодила. Какой-то коммунхозовский деятель самозабвенно «кладет» последние мазки, раскрашивая цементные статуи в «натуральный» цвет. Вдали показывается мальчик. | Тележка, рельсы. Кран — лихтваген. Осветит. аппарат. Вышки |
— ВСЕ! — ПОРЯДОК! — самодовольно говорит он, закончив свое «художество» и быстро открывает кран на водопроводной трубе, подведенной к фонтану. | |||||
137 | –‘’– | От круп. к сред. Глуб., немой | 8 | Крокодил захрипел и выплюнул несколько плевков грязной пены. Затем из его пасти начинает бить тоненькая струя воды. Еще раз окинув довольным взглядом свое «творчество», завхоз, забрав ящик с красками и огромную фанерную палитру, уходит… |
При оценке готовности режиссерского сценария «Сказка о потерянном времени» на заседании Художественного совета 1 марта 1963 г. высокопоставленный представитель Сценарно-редакционной коллегии киностудии «Мосфильм» К.Н. Замошкин критически счел эпизодическую фигуру «коммунхозовского деятеля» (придуманную Александром Птушко ради аттракциона с фонтаном) недостаточно соответствующей образу трудящегося.
К.Н. ЗАМОШКИН:
Или у Вас сказано: коммунхозовский деятель красит скульптуры. Не деятель красит, а рабочие.
А.Л. ПТУШКО:
Там такой коммунхозовский деятель как Вы, управдом. На эту роль я буду брать такого актера с физиономией как у Вас. Вы будете служить образом, в управдомы годитесь.
Из стенограммы заседания Художественного совета по обсуждению режиссерского сценария «Сказка о потерянном времени» от 1 марта 1963 г.
Кирилл Николаевич Замошкин (1928—2006) в роли главаря махновцев в кадре из кинофильма «Служили два товарища». (Мосфильм, 1968)
В описываемый период К.Н. Замошкин курировал в качестве штатного редактора главный кинопроект «Мосфильма» — картину «Война и мир» Сергея Бондарчука. Уже в последующие годы, работая редактором на других кинокартинах, Замошкин и сам не отказывался от исполнения эпизодических ролей.
На каком-то этапе подготовки к производству картины «Сказка о потерянном времени» (по-видимому, также из-за решения режиссера о переносе времени действия на осень) от постройки декорации «Фонтан» было решено отказаться, и персонаж «Коммунхозовский деятель» не потребовался.
Попутно в данном эпизоде фильма Птушко пошел на отказ от последовательно возобновляющегося сценарного хода, когда как бы в противовес каждому следующему напрасно теряющему время школьнику поблизости всегда оказываются те или иные носители положительных образов детей или взрослых, занятых созидательной деятельностью.
Цыпленков К.В.
Российская государственная библиотека искусств
Профессор Миронов
