1 / 2
Царевна Лебедь и Князь Гвидон
Время создания
1965
Место создания
Москва
Размер
26x18 см
Техника
бумага, гуашь
Выставка
18
Открыть в приложении#1
Ольга Кручинина
Эскизы костюмов Царевны Лебедь и Князя Гвидона к кинофильму «Сказка о царе Салтане»
#45
#9
Важной составляющей успеха цветного широкоэкранного художественного фильма «Сказка о царе Салтане» (1966) следует признать блестящий ансамбль актеров.
Задумав уйти от прямолинейной экранизации сатирической стихотворной сказки А.С. Пушкина (уже окрашенной оперой Н.А. Римского-Корсакова), Александр Птушко задался целью создать «сказку-эпос с комедийными элементами». Видимо поэтому, режиссер строго разделил две центральные пары героев произведения: одна из них волей режиссера стала «комедийной» (Салтан и Царица), а вторая — «эпической» (Царевна Лебедь и Гвидон).
В этом гипотетическом ключе легко объяснимы четкие мотивы создателей картины как в мизансценировании и оформлении костюмов персонажей, так, разумеется — и в наборе актеров на главные роли.
#39
В беседе по поводу постановки фильма Птушко говорил, что отнюдь не стремился сделать картину в обычном лубочно-сатирическом плане. Ему хотелось создать сказку-эпос, в которой эпические элементы сосуществуют с комедийно-сатирическими, а условно-сказочные приемы соединяются с показом бытового уклада древней Руси. Этими задачами и определялось направление творческих поисков режиссера.
Журнал «Спутник кинозрителя» (февраль 1967)
#37
Олицетворять «эпос», стать проводниками возвышенно-романтической линии в фильме Птушко выпало молодым актерам Ксении Рябинкиной и Олегу Видову.
#20
Царевна Лебедь (Ксения Рябинкина) и Гвидон (Олег Видов). Кадр из кинофильма «Сказка о царе Салтане» (Мосфильм, 1966)
#12
Заданный типаж главной «эпической» женской роли — преображенной Царевны Лебедь предполагал сходство актрисы с грациозной птицей. В выборе исполнительницы остановились на 19-летней балерине, солистке Большого театра Ксении Рябинкиной, чья природная красота дополнялась профессиональной мягкостью и пластичностью движений.
#31
Ко мне подошла миловидная дама и предложила попробоваться в картину режиссера Александра Птушко. Через пару дней приехала на «Мосфильм». Признаюсь, абсолютно не переживала. Помню, оператор пристально разглядывал меня, а потом сказал: «Решили тебя взять, потому что ты похожа на птицу». Так меня утвердили на роль Царевны Лебедь.
Актриса Ксения Рябинкина
#33
В фильме героиня Рябинкиной предстает в двух одеяниях, созданных художником по костюмам Ольгой Кручининой:
До превращения это Лебедь-птица — с белой косой и обручем-диадемой на голове, в свободном глубоко декольтированном газовом платье с широкими рукавами-крыльями.
До превращения это Лебедь-птица — с белой косой и обручем-диадемой на голове, в свободном глубоко декольтированном газовом платье с широкими рукавами-крыльями.
Вышедшая на берег Царевна Лебедь — уже шатенка, к ее косе приколот золотой полумесяц, обтекаемой формы жемчужная шапочка увенчана высокой короной, верх длинного белого атласного платья дополнен легкой белой накидкой с серебристыми ворсинками, скрепленной корсажной брошью.
#17
Актриса Ксения Рябинкина на страницах журнала «Советский экран» (апрель 1966). Автор костюма Царевны Лебедь — Ольга Кручинина
#32
Для начинающей потомственной балерины драматическая роль в фильме Птушко стала дебютом в кинематографе. Впечатлившись образом Царевны Лебедь в фильме «Сказка о царе Салтане» известный индийский режиссер и актер Радж Капур пригласил Ксению Рябинкину на главную роль циркачки в свою кинокартину «Мое имя — Клоун» (1970).
#34
Царица (Лариса Голубкина) и юный царевич Гвидон (Миша Молокоедов) на фоне деревянной «столицы Салтана». Кадр из кинофильма «Сказка о царе Салтане» (Мосфильм, 1966)
#35
Эпизодическую роль юного царевича Гвидона исполнил десятилетний школьник Михаил Молокоедов, имевший к этому времени на счету несколько ролей в кино. На главную роль взрослого Гвидона Салтановича режиссер Александр Птушко утвердил студента-дипломника актерского факультета ВГИКа Олега Видова, уже успевшего сняться в девяти кинокартинах.
#41
Актер Олег Видов на обложке журнала «Советский экран» (октябрь 1965). Автор костюма Гвидона — Ольга Кручинина
#44
Творческий портрет Олега Видова, как самоуверенного статного красавца, явно встраивался в русло сверхзадачи: «эпический герой» Гвидон — противовес комического образа царя Салтана «с добрыми и беззащитными глазами» (в исполнении актера Владимира Андреева).
Данный антагонизм четко прослеживается и в игровых костюмах: с одной стороны Салтан — в массивном золотоузорном облачении, стилизованном под одежды византийских правителей, с другой стороны Гвидон — в облегающем пластичном одеянии античного героя с квазиклассической туникой и воинским плащом.
Данный антагонизм четко прослеживается и в игровых костюмах: с одной стороны Салтан — в массивном золотоузорном облачении, стилизованном под одежды византийских правителей, с другой стороны Гвидон — в облегающем пластичном одеянии античного героя с квазиклассической туникой и воинским плащом.
#11
Во всех сценах с участием Олега Видова он играет своего героя таким, каким он и предстает из скупых слов сказки — молодой, естественный, бесхитростный.
Писатель Александр Руденский о фильме «Сказка о царе Салтане»
#40
Образы Гвидона в исполнении Олега Видова. Кадры из кинокартины «Сказка о царе Салтане» (Мосфильм, 1966)
#43
Противопоставление «лубочного» и «эпического» усиливается и декорациями чудесного города князя Гвидона (в опере Н.А. Римского-Корсакова — город Леденец). Его каменные постройки зримо контрастируют с бревенчатыми теремами столицы царства Салтана (в опере — Тмутаракань).
#6
Строй сказочных исполинов-богатырей и дядька Черномор (в исполнении Николая Бармина) у ворот «града Гвидона». Кадры из кинокартины «Сказка о Царе Салтане» (Мосфильм, 1966)
#25
Героико-эпичный настрой задают также и сцены с участием «тридцати трех богатырей». По тексту «Сказки о Царе Салтане» невидаль состоит лишь в том, что воины выходят из вод морских и одеты они в доспехи из золотой чешуи. В действительности, во времена Пушкина «великанами удалыми» называли рослых здоровых солдат (например, гренадеров в пехоте), а словом «дядька» обозначался наставник из старослужащих или унтер-офицеров (по-нынешнему это звучало бы не более загадочно, чем «старшина»).
Птушко же в своем фильме обращает суворовских «чудо-богатырей» в мифологических исполинов под предводительством квазибожества, вновь апеллируя к античным мотивам на контрасте с потешностью «древнерусского» воинства Салтана.
#23
Постер кинофильма «Сказка о царе Салтане» на развороте журнала «Спутник кинозрителя» (февраль 1967)
#7
В 1968 году (с началом широкого проката в СССР) фильм «Сказка о царе Салтане» с удовольствием посмотрели 26,8 миллионов зрителей, он был продан в 25 стран мира. В том же году кинолента была удостоена Премии III Всесоюзного кинофестиваля в Ленинграде
#46
Российская государственная библиотека искусств
читать дальшескрыть
Царевна Лебедь и Князь Гвидон
Время создания
1965
Место создания
Москва
Размер
26x18 см
Техника
бумага, гуашь
Выставка
18

Открыть в приложении
Поделиться