Шрифт
Цвет
Графика
«Циничные карты» культурный шок в бесплатной онлайн игре!
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Мистерия успеха: «Сказка о потерянном времени»»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Прокофий Прокофьевич — мальчик

Время создания
1963
Место создания
Москва
Размер
41x29 см
Техника
бумага, гуашь
3
Открыть в приложении
#1

Роль Евгения Соколова

#17

Еще весной 1961 г., в ходе первого погружения в киносценарий Владимира Лифшица «Сказка о потерянном времени» Александр Птушко (курировавший данную картину как художественный руководитель Творческого объединения детских фильмов) указывал режиссеру Тамаре Лисициан на решающее значение правильного подбора актеров.

#31

Первой причиной было настороженное внимание Генеральной дирекции «Мосфильма» к возможному портретному сходству исполнителей отрицательных ролей (злых волшебников на улицах Москвы) с членами Президиума ЦК КПСС. Иметь на руках убедительные актерские фотопробы режиссеру было остро необходимо начиная уже с самых первых шагов подготовки к производству. Другим, и гораздо более насущным был вопрос особых требований к актерам «Сказки о потерянном времени» в русле первоначальной технологической концепции, выдвинутой Птушко.

#32
С идеей сделать превращение стариков — волшебников в детей чисто экранным, то есть основанным на игре одних и тех же взрослых актеров (уменьшаемых магией кино), опытному мастеру грезился «громадный скачок вперед» в области комбинированных съемок.
#33

Я возьму, условно говоря, Мартинсона на роль Прокофия Прокофьевича и затем найду мальчика, который будет играть его в детстве. Я с этим категорически не согласен. Я считаю, что техника наша теперь настолько могущественна, что мы можем взять актера, исполняющего роль старика, и довести до размеров мальчика, и мальчика этим же методом комбинированных съемок довести до размеров [взрослого]. И это будет тот же голос, та же манера поведения, и в новых предлагаемых обстоятельствах. Это зазвучит гораздо смелее и интереснее, чем если брать подмену.

А.Л. Птушко на заседании Коллегии при гендиректоре киностудии «Мосфильм» по обсуждению литературного сценария В. Лифшица «Сказка о потерянном времени». 1 июня 1961 г.
#34

Однако в ноябре 1962 г., после полутора лет лежания «неудобного» киносценария на полке, когда руководство киностудии, поставив предельно короткие сроки, внезапно мобилизовало самого Александра Птушко в качестве режиссера-постановщика «Сказки о потерянном времени», его новый подход по линии технологии уже был иным.

#35

Создание требуемых условий для реализации киносъемки по методу блуждающей маски вело к неминуемому удвоению материальных расходов и временных затрат. Каждая сцена с «уменьшенными» взрослыми актерами нуждалась в специальных пристройках, а некоторые декорации необходимо было бы целиком возводить сразу в двух масштабах. Для части предметов реквизита также пришлось бы изготавливать увеличенные дубликаты. С учетом наложенных ограничений А.Л. Птушко еще при разработке режиссерского сценария «Сказки о потерянном времени» принял решение пойти по пути исполнения «детских» ролей актерами — детьми.

#36

Мартинсон, превращенный в ребенка, должен быть похож, — дети должны быть похожи. Чтобы этого достичь придется им сделать увеличенные носы, оттопыренные уши у детей, — у живого Мартинсона такой носик. Многое зависит от покроя костюма, от материала.

А.Л. Птушко на заседании Художественного совета по обсуждению режиссерского сценария «Сказка о потерянном времени». 1 марта 1963 г.
#43

В эскизе костюма Прокофия Прокофьевича — мальчика (март–апрель 1963 г., фонд РГБИ) художница О.С. Кручинина использовала выражение лица и поворот головы Вити Кондратьева — первоначального кандидата на роль Прокофия Прокофьевича, прошедшего фотопробы в феврале–марте 1963 г. (РГАЛИ)

#42

Это Прокофий Прокофьевич, самый главный злой волшебник. Он одет в старомодную толстовку и заношенные полосатые брюки от «визитки». На голове у него шляпа из люфы с двумя козырьками фасона «Здравствуй и прощай». На носу старинное пенсне. В руках суковатая палка. Несмотря на свой старческий возраст, идет он довольно бодро, напевая песенку, слова которой мы уже слышали в начале за кадром.

Из режиссерского сценария «Сказка о потерянном времени». 1963 г.
#45
Сергей Мартинсон во «взрослой» роли Прокофия Прокофьевича и его «помолодевшая» копия — Евгений Соколов. Кадры из кинофильма «Сказка о потерянном времени» (Мосфильм, 1964)
Создавая эскизы взрослой и детской фигур Прокофия Прокофьевича художница по костюмам Ольга Кручинина немного отступила от характеристики, выведенной в режиссерском сценарии. Но базовые соображения А.Л. Птушко были соблюдены: злому волшебнику не должны быть присущи черты современности — «Это люди вчерашнего дня, застрявшие в щелях нашего общества». Общее решение костюма и «взрослого» грима, выполненного в стиле героя фильма «Старик Хоттабыч» (Ленфильм, 1956), Кручинина мастерски адаптировала к образу хулигана-подростка.
#46
Фотопроба московского школьника Евгения Соколова, утвержденного на роль Прокофия Прокофьевича в кинофильме «Сказка о потерянном времени». Апрель 1963 г. (РГАЛИ)
#41
Объявление с последней страницы «Вечерней Москвы» за 29 марта 1963 г. 
Ученик школы № 254 Дзержинского района Москвы двенадцатилетний Женя Соколов пришел на киностудию «Мосфильм» по объявлению в газете «Вечерняя Москва» от 29 марта 1963 г., приглашающему мальчиков и девочек для исполнения главных ролей «в детской кинокомедии „Сказка о потерянном времени"».
#9

В фильме герой Жени Соколова, находясь среди помолодевших волшебников, разговаривает голосом своего «архетипа» — актера Сергея Мартинсона. При этом в сцене «Школьный двор», где юный Прокофий Прокофьевич обучает школьников стрельбе из рогатки, тон дублирующего голоса Мартинсона чуть повышен, что А.Л. Птушко предусмотрел заранее — еще на стадии разработки режиссерского сценария.

#7

Финальный памятный снимок съемочной группы кинофильма «Сказка о потерянном времени» на фоне декорации «Волшебный лес». В центре: кинооператор-постановщик Самуил Рубашкин, актер Женя Соколов и режиссер-постановщик Александр Птушко. Киностудия «Мосфильм», январь 1964 г. (ГЦМК)

#12

Я удачно зашел на «Мосфильм» и вошел в павильон, где был построен волшебный лес. Они собирались сделать групповое фото, самое последнее. Птушко увидел меня, крикнул: «Женя, иди сюда!». Вот так я оказался на фотографии рядом с Александром Лукичем, а не с остальными ребятами. На фото также можно увидеть медведя, которого привел дрессировщик фильма Георгий Алексеев, и пса Дружка, с которым я дерусь на экране — на самом деле мы играли, он был очарователен.

Из интервью Евгения Соколова (Eugène Sokoloff, Монреаль) французскому киноведу Маттье Рэду (Matthieu Rehde), 2024 г.

#47
#48
читать дальшескрыть

Прокофий Прокофьевич — мальчик

Время создания
1963
Место создания
Москва
Размер
41x29 см
Техника
бумага, гуашь
3
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Кручинина О.С. Коллекция работ

Фарлаф, Рогдай и Ратмир
Фарлаф, Рогдай и Ратмир
Российская государственная библиотека искусств
Авдотья Петровна
Авдотья Петровна
Российская государственная библиотека искусств
Авдотья Петровна — девочка
Авдотья Петровна — девочка
Российская государственная библиотека искусств
Царевна Лебедь и Князь Гвидон
Царевна Лебедь и Князь Гвидон
Российская государственная библиотека искусств
Сказка о потерянном времени
Сказка о потерянном времени
Российская государственная библиотека искусств
Петя — мальчик
Петя — мальчик
Российская государственная библиотека искусств
Петя — старик
Петя — старик
Российская государственная библиотека искусств
Анна Ивановна — девочка
Анна Ивановна — девочка
Российская государственная библиотека искусств
Заморские персонажи в фильме «Садко»
Заморские персонажи в фильме «Садко»
Российская государственная библиотека искусств
Наряды Хозяйки Медной горы
Наряды Хозяйки Медной горы
Российская государственная библиотека искусств
Профессор Миронов
Профессор Миронов
Российская государственная библиотека искусств
Надя — девочка
Надя — девочка
Российская государственная библиотека искусств
Надя — старушка
Надя — старушка
Российская государственная библиотека искусств
Модница
Модница
Российская государственная библиотека искусств
Царь Морской и царица Водяница
Царь Морской и царица Водяница
Российская государственная библиотека искусств
Костюм Артура Грэя
Костюм Артура Грэя
Российская государственная библиотека искусств
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
«Циничные карты» культурный шок в бесплатной онлайн игре!
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%