Прокофий Прокофьевич — мальчик
Еще весной 1961 г., в ходе первого погружения в киносценарий Владимира Лифшица «Сказка о потерянном времени» Александр Птушко (курировавший данную картину как художественный руководитель Творческого объединения детских фильмов) указывал режиссеру Тамаре Лисициан на решающее значение правильного подбора актеров.
Первой причиной было настороженное внимание Генеральной дирекции «Мосфильма» к возможному портретному сходству исполнителей отрицательных ролей (злых волшебников на улицах Москвы) с членами Президиума ЦК КПСС. Иметь на руках убедительные актерские фотопробы режиссеру было остро необходимо начиная уже с самых первых шагов подготовки к производству. Другим, и гораздо более насущным был вопрос особых требований к актерам «Сказки о потерянном времени» в русле первоначальной технологической концепции, выдвинутой Птушко.
Я возьму, условно говоря, Мартинсона на роль Прокофия Прокофьевича и затем найду мальчика, который будет играть его в детстве. Я с этим категорически не согласен. Я считаю, что техника наша теперь настолько могущественна, что мы можем взять актера, исполняющего роль старика, и довести до размеров мальчика, и мальчика этим же методом комбинированных съемок довести до размеров [взрослого]. И это будет тот же голос, та же манера поведения, и в новых предлагаемых обстоятельствах. Это зазвучит гораздо смелее и интереснее, чем если брать подмену.
Однако в ноябре 1962 г., после полутора лет лежания «неудобного» киносценария на полке, когда руководство киностудии, поставив предельно короткие сроки, внезапно мобилизовало самого Александра Птушко в качестве режиссера-постановщика «Сказки о потерянном времени», его новый подход по линии технологии уже был иным.
Создание требуемых условий для реализации киносъемки по методу блуждающей маски вело к неминуемому удвоению материальных расходов и временных затрат. Каждая сцена с «уменьшенными» взрослыми актерами нуждалась в специальных пристройках, а некоторые декорации необходимо было бы целиком возводить сразу в двух масштабах. Для части предметов реквизита также пришлось бы изготавливать увеличенные дубликаты. С учетом наложенных ограничений А.Л. Птушко еще при разработке режиссерского сценария «Сказки о потерянном времени» принял решение пойти по пути исполнения «детских» ролей актерами — детьми.
Мартинсон, превращенный в ребенка, должен быть похож, — дети должны быть похожи. Чтобы этого достичь придется им сделать увеличенные носы, оттопыренные уши у детей, — у живого Мартинсона такой носик. Многое зависит от покроя костюма, от материала.
В эскизе костюма Прокофия Прокофьевича — мальчика (март–апрель 1963 г., фонд РГБИ) художница О.С. Кручинина использовала выражение лица и поворот головы Вити Кондратьева — первоначального кандидата на роль Прокофия Прокофьевича, прошедшего фотопробы в феврале–марте 1963 г. (РГАЛИ)
Это Прокофий Прокофьевич, самый главный злой волшебник. Он одет в старомодную толстовку и заношенные полосатые брюки от «визитки». На голове у него шляпа из люфы с двумя козырьками фасона «Здравствуй и прощай». На носу старинное пенсне. В руках суковатая палка. Несмотря на свой старческий возраст, идет он довольно бодро, напевая песенку, слова которой мы уже слышали в начале за кадром.
В фильме герой Жени Соколова, находясь среди помолодевших волшебников, разговаривает голосом своего «архетипа» — актера Сергея Мартинсона. При этом в сцене «Школьный двор», где юный Прокофий Прокофьевич обучает школьников стрельбе из рогатки, тон дублирующего голоса Мартинсона чуть повышен, что А.Л. Птушко предусмотрел заранее — еще на стадии разработки режиссерского сценария.
Финальный памятный снимок съемочной группы кинофильма «Сказка о потерянном времени» на фоне декорации «Волшебный лес». В центре: кинооператор-постановщик Самуил Рубашкин, актер Женя Соколов и режиссер-постановщик Александр Птушко. Киностудия «Мосфильм», январь 1964 г. (ГЦМК)
Я удачно зашел на «Мосфильм» и вошел в павильон, где был построен волшебный лес. Они собирались сделать групповое фото, самое последнее. Птушко увидел меня, крикнул: «Женя, иди сюда!». Вот так я оказался на фотографии рядом с Александром Лукичем, а не с остальными ребятами. На фото также можно увидеть медведя, которого привел дрессировщик фильма Георгий Алексеев, и пса Дружка, с которым я дерусь на экране — на самом деле мы играли, он был очарователен.
Из интервью Евгения Соколова (Eugène Sokoloff, Монреаль) французскому киноведу Маттье Рэду (Matthieu Rehde), 2024 г.
Цыпленков К.В.
Российская государственная библиотека искусств
Прокофий Прокофьевич — мальчик
