Авдотья Петровна — девочка
Поиском кандидатов на главные детские роли в кинокартине «Сказка о потерянном времени» среди московских школьников занималась ассистент режиссера Наталия Птушко. Под руководством своего отца — режиссера-постановщика и при содействии исполняющего обязанности директора картины В.Я. Царенко она организовала фотопробы уже в феврале 1963 г., то есть, еще до официального начала подготовительного периода.
Если мы с завтрашнего же дня не начнем работать, чтобы готовить актеров, пробовать, искать, то к будущему году мы картины не сделаем, потому что через полтора месяца школьники вступят в последнюю четверть, и я их не вытащу на пробы. А мы должны отобрать людей, провести пробы.
А.Л. Птушко на заседании Художественного совета по обсуждению режиссерского сценария «Сказка о потерянном времени». 1 марта 1963 г.
Считая наиболее ответственной (находящейся в зоне политической корректности) линию отрицательных персонажей «Сказки о потерянном времени», А.Л. Птушко постарался в первую очередь подобрать взрослых артистов на роли волшебников. Поэтому отбор среди московских школьников 3-х — 6-х классов начинался с детей, внешне похожих на Сергея Мартинсона, Георгия Вицина, Ирину Мурзаеву и Валентину Телегину.
Парные фотопробы Тани Донценко (на роль Авдотьи Петровны — девочки) и Заслуженной артистки РСФСР Валентины Телегиной (роль Авдотьи Петровны) к художественному фильму Александра Птушко «Сказка о потерянном времени». 1963 г. (РГАЛИ) Подбор костюмов О.С. Кручининой, грим М.В. Рожкова
Для волшебницы Авдотьи Петровны, охарактеризованной критиком как «скандального вида тетка, явная героиня кухонных склок и трамвайных дрязг», требовалась особая мимика лица, передающая гнев и злорадство. По соответствию всего набора внешних данных с актрисой Валентиной Телегиной на роль Авдотьи Петровны — девочки была утверждена московская школьница Таня Донценко.
Мартинсон, превращенный в ребенка, должен быть похож, — дети должны быть похожи. Чтобы этого достичь придется им сделать увеличенные носы, оттопыренные уши…
Наиболее трудоемкой и сложной в отношении специальной апппаратуры Птушко считал групповую сцену «омоложения» волшебников. Требовалось организовать съемку непрерывно перемещающейся по кругу камерой и выполнить множество трюков, но самой ответственной режиссер видел завершающую фазу: когда роли уже исполняются детьми. Здесь необходимо было точно разыграть процесс привыкания волшебников к их новому облику, для чего юным актерам следовало проявить особый артистизм.
Цыпленков К.В.
Авдотья Петровна — девочка
