Владимир Лифшиц. Представление
Литературной основой художественного фильма «Сказка о потерянном времени» (Мосфильм, 1964) стал киносценарий, написанный в 1960 г. замечательным поэтом, прозаиком и драматургом Владимиром Александровичем Лифшицем на основе одноименного произведения Евгения Львовича Шварца.
Портрет Владимира Александровича Лифшица (1913–1978) из авторского сборника стихов «Открытая тетрадь» (Москва, 1962)
До написания сценария Владимир Лифшиц сочинил тексты песен к пьесе Евгения Шварца «Сказка о храбром солдате». Слова Лифшица, положенные на музыку Андрея Волконского: «Никогда не унывай, // Кто сильней, того не бойся, // Кто слабее — выручай» — украшают экранизацию этой шварцевской пьесы — фильм-сказку Александра Роу «Марья-искусница» (Киностудия им. Горького, 1959). Киносценарий Лифшица «Сказка о потерянном времени» был данью памяти ушедшего Шварца и попыткой реализации в кинематографе части творческого наследия старшего товарища.
Лифшиц Володя, — рослый и молодой, сильно близорукий, волосы густые, зачесаны назад — знаком очень давно. […] Он пишет и для эстрады, и для цирка, и для детей, и для себя, и эти стихи иной раз печатаются в толстых журналах.
Евгений Шварц о Владимире Лифшице в дневниковой записи от 5 декабря 1955 г.
Первая публикация «Сказки о потерянном времени» Шварца состоялась в виде рассказа — в июле 1940 г. он был напечатан в ленинградском толстом журнале для детей «Костер» (в том же выпуске журнала было помещено большое стихотворение Владимира Лифшица «Таинственная дача»). Немного измененный вариант «Сказки…» вышел в июне 1945 г. в журнале «Мурзилка». Но при написании киносценария В. Лифшиц взял за основу сюжет одноименной пьесы для театра кукол в трех действиях, опубликованной Шварцем в 1948 г., и в которой одним из действующих лиц выступал понимающий все слова главного героя «большой охотничий пес Пират».
Зовут меня Кисан… Я красивый, правда?.. Это потому, что я породистый сибирский кот… А это портрет моего Хозяина — сказочника Евгения Шварца.
— Не твоего, а нашего Хозяина! — слышится басовитый голос за кадром.
У стола на коврике лежит Томка.
— Нашего Хозяина! — говорит Томка. Когда он сочиняет свои сказки, я лежу на коврике возле его ног и смотрю, как он водит пером по бумаге… Меня зовут Томка. Я дворняжка. Говорят, дворняжки — самые умные собаки на свете.
Из пролога киносценария Владимира Лифшица «Сказка о потерянном времени». 1960 г.
Иллюстрации из книги «Мы знали Евгения Шварца» (Л.—М., 1966)
Литературный сценарий открывался видом на рабочий стол писателя, в роли говорящих проводников по сюжету выступали домашние животные Евгения Шварца: кот Кисан и собака Томка. В кинофильме Александра Птушко «Сказка о потерянном времени» эти образы объединяет в себе пес Дружок.
А в общем, я читал и мне казалось, что не Шварц ли это экранизирует. Это огромный комплимент Лифшицу по линии отношения его к первоисточнику. Очевидно: Лифшиц любит драматурга Шварца.
Писатель и киносценарист С.А. Ермолинский (1900–1984) о киносценарии «Сказка о потерянном времени». 24 марта 1961 г.
Автором слов песен, звучащих в фильме, также является Владимир Лифшиц. Основной из них является песня шофера или «Песенка о времени» в исполнении актера Олега Анофриева.
Дорогостоящая съемка с вертолета не была утверждена руководством «Мосфильма», но мелодия «Песенки о времени», написанная композитором Игорем Морозовым, стала лейтмотивом фильма.
Популярный композитор Игорь Владимирович Морозов (1913—1970) работал в различных жанрах, но самый большой успех имели его музыкальные произведения для детей.
И.В. Морозов (в центре) на III Съезде композиторов СССР. Москва, март 1962 г. (Российский национальный музей музыки)
Балет «Доктор Айболит» (1947 г.), за который композитор был удостоен звания Лауреата Сталинской премии второй степени, прошел более чем в двадцати театрах страны. Позже на основе этого успешного балета Игорь Морозов написал симфоническую сказку «Айболит и его друзья», работа над которой происходила как раз в начале 1963 г.
Земляк Александра Птушко (и ровесник В. Лифшица) Игорь Морозов уже являлся автором музыки к трем цветным широкоэкранным работам режиссера: «Илья Муромец» (1956), «Сампо» (1959) и «Алые паруса» (1961). В начале июня 1963 г. по представлению директора картины «Сказка о потерянном времени» И.Н. Харитонова был официально оформлен договор композитора с Музыкальным отделом киностудии «Мосфильм» на написание музыки к фильму.
Согласно «Музыкальной экспликации» из 75 минут кинофильма «Сказка о потерянном времени» 42 минуты занимают партитуры Игоря Морозова — музыкальное сопровождение сцен и песни на слова Владимира Лифшица. Для их исполнения были задействованы Симфонический оркестр, Инструментальный ансамбль Бориса Тихонова и джаз-оркестр.
Цыпленков К.В.
Российская государственная библиотека искусств
Владимир Лифшиц. Представление
