#1
Главный герой фантастической сказки-повести «Золотой горшок» студент Ансельм изображен сидящим за столом в домашней оранжерее архивариуса Линдгорста. Он работает над копированием рукописей; фолианты с уже переписанными до него волшебными манускриптами, сложенные стопкой,
громоздятся рядом со столом. Над Ансельмом возвышается архивариус Линдгорст в шлафроке, расшитом лилиями. Эта деталь соответствует замечанию Гофмана о том, что архивариус иногда превращается в «исполинский куст пламенных красных лилий».
#2
Огненная Лилия — потерянная мистическая возлюбленная Линдгорста. Художница изображает архивариуса титаном; его длинные седые волосы змеятся вокруг головы языками пламени, раскрывая истинную природу героя — он дух огня, саламандр.
#3
Задний план листа плотно покрыт листьями экзотических растений, в которых прячутся
говорящие птицы. Вокруг студента сидят попугаи, которые смеялись над ним в его первый приход; при внимательном рассматривании слева видна ящерка с человеческим лицом — это дочь архивариуса Серпентина, возлюбленная Ансельма. На дальнем плане в высоту листа зритель видит библиотеку Линдгорста, спрятанную за растениями.
#4
Иллюстрация Н.Г. Гольц черно-белая, хотя предназначалась для книги, изданной для детей. Это осознанная позиция художницы, считавшей именно черно-белую графику вершинной и наиболее выразительной формой этого вида искусства. Гольц часто восставала против распространенного мнения, что иллюстрации для детей должны быть обязательно цветными:
#7
Нынешняя цензура куда страшнее советской. Это цензура денег. Чтобы выгодно продать, книгу стараются сделать круче, ярче до крикливости, перенимают не лучшие образцы… дурного вкуса. Искусство делают товаром, а искусство скорее религия. А менялам, как известно, не место в храме.
#5
Художница не видела различия между иллюстрацией для ребенка и для взрослого, полагая, что уже по выходе из младенческого возраста ребенок «видит больше, чем взрослый». Задача детской иллюстрации — передача всей глубины содержания даже непростой книги: слово в сочетании с визуализированным образом будет полнее пережито и понято юным читателем. Иллюстрация — это и воспитание вкуса, вот почему, по мнению Гольц, «работа для детей особенно ответственна. Ребенку помогает непосредственность, не обремененность условностями изображения. Поэтому так важно первое впечатление от книги. Оно остается на всю жизнь. Подчеркивает мысль, воспитывает вкус. Иногда, к сожалению, и дурной. «Не навреди» — эта заповедь врача применима и к художнику, рисующему для детей.
#6
Особенно много размышляла художница о соотношении в иллюстрации авторского текста и творческого видения иллюстратора:
#8
Я не считаю возможным искажать идею автора, но она должна присутствовать в твоем прочтении. Как бы пропустив автора через себя, понять, что тебе важно, открыть и показать это… В конце концов понимаешь, что, в сущности, история изобразительного искусства есть серия иллюстрации.
читать дальшескрыть
Золотой горшок. Сюжет 7
Размер
20x26 cm
Техника
бумага, рисунок, акварель
Выставка
0

Открыть в приложении
Поделиться