Н.Г. Гольц изображает гротескно-комическую сцену из Вигилии девятой фантастической повести-сказки Гофмана «Золотой горшок»:
#1
#2
Саламандр, Саламандр всех одолеет, всех! — вдруг заревел конректор Паульман в величайшем бешенстве. — Но не в сумасшедшем ли я доме? Не сошел ли я сам с ума? Что за чушь я сейчас сболтнул! Да, и я обезумел, и я обезумел. — С этими словами конректор вскочил, сорвал с головы парик и, скомкавши, бросил его к потолку, осыпая всех пудрою, которая летела с растерзанных буклей. Тут студент Ансельм и регистратор Геербранд схватили пуншевую миску, стаканы и с радостными восклицаниями стали бросать их к потолку, так что осколки со звоном падали кругом. «Vivat Саламандр! Pereat, pereat старуха! Бей металлическое зеркало! Рви глаза у кота! Птичка, птичка, со двора! Эван, эвоэ, Саламандр!» — так кричали и ревели все трое, точно бесноватые…
Э.Т.А. Гофман «Золотой горшок»
#3
Гольц с предельным уважением к тексту и достоверностью деталей изображает, как за круглым столом в доме конректора Паульмана собрались регистратор Геербранд, студент Ансельм и сам конректор. Каждый из них индивидуализирован и в то же время резко карикатурен.
#5
Дочь конректора Вероника стоит возле стола, ошеломленная поведением гостей; конректор Паульман самозабвенно размахивает собственным париком. Из миски с пуншем, взлетевшей к потолку, появляется главный виновник происходящего — архивариус Линдгорст в своем подлинном обличье огненного духа саламандра. На переднем плане — посыльный Линдгорста, серый попугай.
#6
Графический лист Н.Г. Гольц великолепно организует пространство, сам ритм которого подчеркивает фантасмагоричность и иронию происходящего. Стол и сидящие, чей абрис повторен пляшущими на полу тенями, смело отодвигаются ею в глубину комнаты; плоскость стола изображена таким образом, что он кажется и падающим, и пляшущим одновременно. Окружность столешницы, изгиб ножек, спиралевидное движение рук сидящих персонажей, летающих предметов и в особенности выливающегося из миски пунша создают ощущение проносящегося по комнате смерча, с которым контрастируют два застывших неподвижно свидетеля происходящего.
#4
Несмотря на то, что бесстрастие попугая и ужас Вероники также контрастны по экспрессии, Гольц
объединяет персонажей ритмически: растрепавшаяся в порывистом движении прическа Вероники приобретает тот же вид, что и модный зачесанный вперед кок попугая; силуэт ее заломленных рук и локтя повторяет выпяченную вперед грудь и жабо птицы.
читать дальшескрыть
Золотой горшок. Сюжет 5
Размер
20x26 cm
Техника
бумага, рисунок, акварель
Выставка
0

Открыть в приложении
Поделиться