Эрнст Теодор Амадей Гофман изображен в окружении атрибутов всех видов его деятельности: писателя, юриста, листа мольберт с полотном, изображающим архитектурные мотивы. Справа — фортепиано с открытой крышкой и разложенными нотами, а перед ним, на столе — свеча и листы рукописей: судебные акты, перемежающиеся новеллами, сказками и фантазиями.
#2
#3
Рядом с Гофманом сидит кот Мурр, за спиной портретируемого — раскрытое окно, в которое видна вся шумная жизнь города. Среди спешащих занятых своими делами людей угадываются персонажи Гофмана, например, ближайшая к зрителю фигура — это студент Ансельм, такой, каким он изображен в цикле иллюстраций Гольц к «Золотому Горшку».
#4
Хозяин комнаты дан в сложном ракурсе — словно он только что отодвинул стул от инструмента и повернулся к невидимому собеседнику. Взгляд его направлен прямо на зрителя, но рассеян, словно он сосредоточен думами на своих воображаемых персонажах, в мир которых читатель погрузится, как только перевернет страницу.
#5
Иллюстрация Ники Георгиевны Гольц — пример погружения в текст, позволяющего в одном листе совместить несколько биографических пластов и литературных произведений. По ее признанию, Гофман и Андерсен — ее любимые писатели, иллюстрировать которых она стремилась неоднократно, а перечитывать — «неодностократно».
#6
Безусловно, одним из источников для создания портрета Гофмана для Н.Г. Гольц явилась новелла Гофмана «Угловое окно». Новелла построена как диалог между повествователем и его парализованным кузеном-литератором, никогда не покидающим комнаты с угловым окном. Кузен рассуждает о том, что для ощущения полноты жизни не обязательно выходить из дома; достаточно быть внимательным наблюдателем того, что происходит в «панорамном» пространстве окна:
#7
…Подойди, брат, выгляни в окно! …Тебе недостает главнейшего условия для того, чтобы когда-нибудь пойти по стопам твоего почтенного парализованного кузена, именно — глаза, по-настоящему умеющего видеть. Для тебя этот рынок всего только пестрая, сбивающая с толку путаница, какая-то лишенная смысла деятельность, суета, вовлекающая в свой водоворот толпу. Для меня же, о друг мой, в этом зрелище сочетаются разнообразнейшие сцены городской жизни, и мое воображение не хуже мастера Калло или нашего современника Ходовецкого набрасывает эскизы один за другим, и контуры их порой довольно-таки смелы. За дело, брат! Посмотрим, не удастся ли мне научить тебя хотя бы основам этого искусства — умению видеть. Погляди-ка на улицу, прямо перед собой! Вот, возьми мой лорнет…
Э.Т.А. Гофман, новелла «Угловое окно»
#8
Далее в новелле разворачивается история каждого проходящего по улице персонажа, которого метко характеризует обездвиженный писатель. Интересно, что сам Гофман, снимая жилье, неизменно справлялся, имеется ли там угловое окно.
читать дальшескрыть
Портрет Э.Т.А. Гофмана
Размер
31x24,5 cm
Техника
бумага, рисунок, акварель
Выставка
1

Открыть в приложении
Поделиться