Художественный метод семьи Г.А.В. Траугот виртуозно объединяют искусство рисунка с каллиграфией. Композиции их обычно вариативны, особенно это касается цветной графики. Акварель или пастель, нанесенные методом размывки или растушевки, дают расплывчатую цветовую плоскость.
Крошка Цахес, по прозванию Циннобер. Лист 2
Размер
47,8x23,5 cm
Техника
бумага черная, белила, пастель
Выставка
0
Открыть в приложении#1
#2
Противоречивое сочетание плоскостей с резкой и прихотливой контурной линией офорта стали легко узнаваемым, определяющим стилеобразующим приемом художников. Оттиски одного офорта раскрашивались по-разному. После коллегиального обсуждения из этих вариантов для публикации выбирался лучший.
#3
По жанру этот графический лист — портрет, но портрет своего рода групповой: Гофман представлен здесь в окружении своих героев. Взгляд его направлен не на зрителя, а на персонажей, которые с таким же вниманием изучают своего создателя. Ближе всего к автору помещен карлик Цахес, на нем неизменный (для серии Трауготов) головной убор — двууголка. Среди других персонажей угадываются черты Кандиды и её отца, профессора Моша Терпина. В верхнем левом углу находится более масштабная, чем другие, женская фигура, чей взгляд с пристальным вниманием направлен на Гофмана. Возможно, это фея Розабельверде, но — скорее всего — персонификация фантазии.
#4
Писатели-романтики с иронией относились к основной идее Просвещения — культу Разума и упрощенно понимаемой Пользы. В первой главе «Крошки Цахеса» читателю рассказывается об истории некоего княжества. При князе Деметрии «маленькая страна… уподоблялась дивному, прекрасному саду, обитатели коего словно прогуливались в нем для собственной утехи, не ведая
о тягостном бремени жизни… Лица, любящие полную свободу во всех своих начинаниях, красивую местность и мягкий климат, не могли бы избрать себе лучшего жительства… и потому случилось, что, в числе других, там поселились и прекрасные феи доброго племени…». Но преемник Деметрия, «юный Пафнутий», «вводит Просвещение» — приказывает обрезать Пегасам крылья и поставить в стойла, изгоняет поэтов и волшебников.
#5
Это напоминает «Сказку под видом Альманаха» В. Гауфа — там «в далекой прекрасной стране, о
которой гласит предание, будто в ее вечнозеленых садах никогда не заходит солнце, царствовала с незапамятных времен… королева Фантазия». Любимая дочь Фантазии, Сказка, жалуется матери: «Они [люди] меня разлюбили. Повсюду, куда я прихожу, меня встречают холодные взгляды; нигде мне не радуются; даже дети… смеются надо мной и с серьезным не по летам видом отворачиваются от меня».
#6
Показательно, что главным двигателем Просвещения становится камердинер юного князя Андерс, чьи мероприятия сводятся к следующему перечню:
#7
Прежде чем мы приступим к просвещению, то есть прикажем вырубить леса, сделать реку судоходной, развести картофель, насадить акации и тополя, научить юношество распевать на два голоса утренние и вечерние молитвы, проложить шоссейные дороги и привить оспу, — прежде надлежит изгнать из государства всех людей опасного образа мыслей, кои глухи к голосу разума и совращают народ на различные дурачества.
читать дальшескрыть
Крошка Цахес, по прозванию Циннобер. Лист 2
Размер
47,8x23,5 cm
Техника
бумага черная, белила, пастель
Выставка
0

Открыть в приложении
Поделиться