Справа в рельефе прочитывается поясной профильный мужской портрет в камзоле, в алонжевом парике — в центре серо-синяя эмалевая вставка с профильным портретом женщины, простирающей руки к мужчине, словно заключая его объятия. Это главные герои новеллы «Советник Креспель» — старый чудак и его дочь Антония, вернее, ее душа, находящаяся в мирах иных.
Советник Краспель
У основания плакетки фрагмент дома с окнами — одна из причуд старика:
Ни архитектора, ни планов у него не было. …Когда… хозяин с рабочими явился на место постройки, они увидели правильно вырытый четырехугольный ров. — Здесь, — сказал Креспель, — должен быть заложен фундамент моего дома, а затем я прошу вас начать кладку стен и поднимать их до тех пор, пока я не скажу «довольно!». — Как! — возразил подрядчик, испугавшись, не рехнулся ли Креспель. — Без окон, без дверей, без поперечных стен? — Совершенно так… — отвечал спокойно Креспель. — Все остальное придет в свое время.
Над верхним краем плакетки расходятся как два крыла две эмалевые вставки с изображёнными на ней в ряд белыми лицами в обрамлении голубых ореолов. Вставка с изображением женского лица располагается в правом нижнем углу. Лица не имеют реалистического характера, скорее намекают, чем изображают. Это — символы музыки, вызывающей видения, и души скрипок — мотивы, пронизывающие всю новеллу, в которой присутствуют характерные для Гофмана темы: запретное пространство (в данном случае — особняк Креспеля), патологическое нежелание творца расставаться со своими произведениями, уподобление женского тела музыкальному инструменту.
Пожилой холостяк Креспель известен своими причудами: он сам шьёт себе нелепые наряды, беспощадно разбирает на части лучшие скрипки великих мастеров, а главное — держит взаперти юную певицу Антонию, не подпуская к ней молодых людей. Когда повествователю удается проникнуть в особняк советника, он влюбляется в девушку. Креспель пресекает все попытки склонить Антонию к пению и неучтиво выпроваживает рассказчика. В то же время:
При первом же визите он показал мне богатство своей коллекции скрипок. Не менее тридцати их висело на стенах кабинета, и из них особенно обращала на себя внимание одна, носившая на себе следы глубокой древности, с вырезанной львиной головой… Она… была увенчана цветочным венком, как царица. — Эта скрипка, — ответил Креспель на мой вопрос о ней, — замечательнейшее и удивительнейшее произведение неизвестного мастера, вероятно, времен Тартини. Я убежден, что во внутреннем ее строении скрыто что-то особенное… эта мертвая вещь, в которую жизнь и звуки вливаю я, чудесным образом сама говорит со мною.
По прошествии ряда лет после внезапной смерти Антонии Креспель, находясь на грани помешательства, открывает повествователю, что умершая — его дочь от тайного брака, страдавшая грудной болезнью, при которой пение противопоказано. На протяжении многих лет Антония металась между тягой к жизни и любовью к музыке. Этим объяснялась и тяга Креспеля к уничтожению скрипок. Музыка победила: Антония умерла во время пения.
Советник Краспель
