Основные мотивы творчества Э.Т.А. Гофмана, выделяемые исследователями, — безумие, искушение, превращение и творческий экстаз.
Данная композиция Анвара Багаутдинова, в отличие от 8 других из «гофмановского» цикла, не относится к какому-либо конкретному произведению, поэтому интерпретация ее наиболее сложна.
В левом нижнем углу прочитывается поясной портрет мужчины в очках, то ли раскручивающего трубку, то ли играющего на флейте, то ли выдувающего мыльные пузыри, символ фантазии, мечты и в то же время бренности, из соломинки. Загадочный инструмент — трубка-соломинка-флейта — порождает странные формы и фигуры: перевернутое женское лицо с закрытыми глазами, существа, похожие на летающих ярких насекомых, птицу то ли в клетке, то ли на штандарте, то ли на причудливый колпак, надетой на треуголку волшебника. Благодаря тому, что силуэт птицы напоминает геральдического орла в двуугольной шляпе, ее образ гротескный: в нем чувствуется и волшебство, и ирония. Чудесный характер видений подчеркивает то, что они созданы из разноцветной эмали, в то время как человек и интерьер, в котором он предстает, — это рельеф на патинированной бронзе.
Анвар Ильгизович для выражения своих идей находит неожиданный ход — соединение рельефа (медальной пластики) с эмалью. Эмаль, выполненная в технике лиможских расписных эмалей, не покрывает всю плоскость изделия, а вставляется в виде отдельных эмалевых пластин, как драгоценный камень, в специально предназначенное для нее место, тем самым подчеркивая характер новелл Гофмана, где два мира — реальный и фантастичный — загадочно переплетаются.
Превращение
