Как рождается поэзия? Какой пейзаж был перед глазами у Александра Сергеевича, сочиняющего свои строки? О чем сказал и не сказал поэт в своем стихотворении? Куда капал косой дождь? Почему именно у Пушкина слова складываются в шедевры? Сидел ли он в беседке или бродил по лужам? А думал ли Пушкин, что его стихи будут читать через 200 лет? А может поэт притаился в беседке с пером в руке и как будто бы подсматривал за осенью? …
Унылая пора, очей очарованье...
Самодеятельные художники часто очень любознательны, много читают и размышляют о мире, о творчестве и творцах. Особенно им интересны значимые фигуры — значимые для них лично, для страны, для истории. Это могут быть поэты, художники, политики… Можно сказать, что некоторые наши художники — настоящие интеллектуалы и философы. Они рассматривают и изучают, задают себе множество вопросов и ищут ответы везде — в природе, в книгах, в исторических документах.
Так и Николай Максимович Захаров, фактически не выходя из дома много лет, создает непростые графические листы. Книги и интернет помогают ему окунаться в мир изучаемого и изображаемого персонажа… Графические листы Николая Максимовича очень литературны и описательны. Мы можем придумать разные варианты описаний и рассказов по его работам. Стоит только дать волю фантазии! Они дают нам повод для размышлений и радость для восприятия новых граней творчества.
Серия работ, посвященных Александру Сергеевичу Пушкину, поступила в фонды Музейного центр «Гамаюн» в 2019 году. Именно тогда проводили коллективную выставку «Однажды Александр Сергеевич…», и на эту выставку Николай Максимович передал шесть работ, которые позже вошли в коллекцию музея. И сама тема, конечно же, спровоцировала такой историко-литературный подход. Однако, в случае с Николаем Максимовичем, литературный и исторический подходы к изображению связаны и с особенностями личности автора — Николай Максимович до сих пор читает огромное количество исторических книг, воспоминаний и аналитики.
Унылая пора, очей очарованье...
