В 2019 году графический лист «Невский проспект» экспонировался на коллективной выставке «Страсти по Гоголю» среди других шести произведений Николая Максимовича Захарова. Серия работ была настолько содержательной и многоплановой, так понравилась критикам и зрителям, что была приобретена у автора в музейную коллекцию «Музейного центра «Гамаюн».
Невский проспект вечером
Невский проспект в работе Захарова выглядит, как театральная декорация. И мы сразу понимаем, кто главный герой, кто играет первую скрипку в этом вальсе теней. Автор графического листа задает этот вальсирующий ритм с помощью кружащегося снега, ритмического повторения в движущихся фигурах-тенях, в четком ярусном делении зданий… все подчинено этому городскому танцу, с его суетным движением.
И Гоголь, загадочный, великий, в выделяющихся синем пальто и шляпе идет, как будто он не попал в этот ритм, слегка вразрез с рисунком танца окружающих его теней. Гоголь, поистине уникальный, очень взрослый, мистический автор, находит отклик в сердце другого творческого, нелюдимого, замкнутого, но очень эрудированного человека, нашего с Вами современника — Николая Максимовича Захарова. Во многом художник созвучен с Гоголем, он бывает так же саркастичен и язвителен, он рисует многосложные зарисовки, с отсылкой, в том числе к литературе.
Интересен тот факт, что Николай Максимович уже много лет не выходит из квартиры, он берет пищу для ума из книг, из образов, созданных другими творцами, в том числе Николаем Васильевичем Гоголем. И как много мыслей рождается у человека, когда он погружен в прочтение и раздумье о прочитанном! Так в произведениях Николая Максимовича и появляется многоплановость: он изображает детали, описывая их в графике, уточняя и обогащая сюжет.
Кроме того, с детства книги привлекали Николая Максимовича и по другой причине — это иллюстрации. Как пишет сам автор:
Мне всегда нравилось помногу раз пересматривать иллюстрации в учебниках, в художественных альбомах… Видимо это отложилось в памяти и всплывало постепенно, но настойчиво. Многие портреты людей запомнил я, но воспроизвести их «по неумению» не могу. Не слишком-то я жалею по неумению рисовать… Пусть страдают настоящие живописцы. Я же, иногда, рисую то, что и не умею…
В этих словах заключена особая ценность непрофессиональных художников, а именно: их глубоко прочувствованное содержание работ гораздо важнее их неумения грамотно рисовать, важно именно их желание творить, горение идеями и желание воплотить их в том или ином материале.
Невский проспект вечером
