В 2018 году Музейный центр «Гамаюн» представил выставку, посвященную творческому миру Александра Сергеевича Пушкина. Зрители увидели разнообразные по жанру и стилю работы двадцати шести художников-любителей и мастеров Екатеринбурга и Свердловской области. Среди них — серия листов Николая Максимовича Захарова.
По роману Евгений Онегин
Графический лист «По роману Евгений Онегин» представляет нам главных персонажей и места действия «энциклопедии русской жизни». Посыл Виссариона Григорьевича Белинского, автора афоризма, почти двести лет сопровождающего любое исследование пушкинского произведения, можно считать в том, что «Евгений Онегин» — всеобъемлющая характеристика России начала XIX века. И, помещая в центр сюжета дворян, Александр Сергеевич параллельно рассказывает нам обо всех аспектах русской жизни, включая её историю, философию, психологию и литературу.
Разделенное на три горизонтальные части, изображение начинает свой рассказ с нижнего яруса, являя зрителю Онегина с Ленским и сестёр Лариных. Завершает повествование верхняя мизансцена на бале, с прозрачной светской толпой, «задвинутой» на второй план диагональной штриховкой. Средняя часть листа посвящена видам зимнего Петербурга и летних усадеб.
В ходе исследование, опирающегося на детали романа Лазаревича К. География «Евгения Онегина» Клуб любителей русской словесности (дата обращения 25.11.2024), было выдвинуто предположение, о том, что имения Лариных, Онегина и Ленского находились в Псковской или Новгородской губерниях. То есть примерно в тех местах, где располагаются Пушкинские горы. «Похоже, что Пушкин сделал героев романа своими соседями», — пишет автор публикации.
Используя прием контрастного соотношения героев, планов, времён года, Николай Максимович вторит структуре романа, полной сравнений и противопоставлений.
Крыша поехала в 62 года, кинулся судорожно рисовать… Уйма идей, куча кисточек — чё не рисовать! <…> рисовать мне и вправду нравится, да и время идет быстрее. Начав рисовать, сначала не отдавал себе отчета, что художество мое — это и есть сны, мечты и воспоминания. Эти три составляющие преобразовались в нечто синтетическое и несколько сумбурное. Волнует меня это мало — художник я никакой, потому изображаю в свое удовольствие. <…> Все, мною нарисованное, как бы стояло перед глазами, оставалось только перенести на чистую бумагу…
Многослойная и многогранная вселенная художника познаётся постепенно, открывая мир, полный скрытых соотношений, говорящих деталей, скрывающейся за внешней статикой экспрессии.
По роману Евгений Онегин
