Мастер плотницкой игрушки Василий Леонидович Краев родился 5 декабря 1976 года в селе Вагай-Северный Тюменской области. Мать — Нина Цыганкова была пекарем, отец — Леонид работал слесарем-автомехаником. С детства занимался творчеством: лепил из глины и пластилина, вырезал из бумаги, научился шить. Рисовать начал в пять лет, изображая всё, что видел вокруг, любил и пофантазировать. После окончания школы стал вольнослушателем иконописной мастерской при Тобольско-Тюменской Епархии, там же занимался реставрацией декоративно-прикладных элементов церковных памятников. Обучался на художника-исполнителя в художественно-промышленной школе имени Павла Петровича Хожателева.
Игрушка «Конь рудый»
Всегда привлекала Василия Леонидовича и резьба по дереву, завораживая самим процессом работы: игрой с формой, фактурой и цветом. Долгое время мастер искал свою манеру резьбы, выполняя множество деревянных изделий, и со временем, интуитивно пришел к своему любимому занятию — изготовлению традиционной игрушки.
Мастер сохраняет древние приемы работы: использует топор, пилу и скобель, чтобы вырубить, а затем выпилить туловище фигурки из цельной чурки. Принятые издавна технологии работы в определенной степени диктуют и форму игрушки — традиционно обобщенную, моделированную с помощью косого ножа лишь мелкими плоскостями срезов. Так появились многочисленные куклы-панки, кони-колоды, птицы Василия Краева. Следуя опыту предыдущих поколений, постепенно мастер пришел к авторской интерпретации традиционных образов, среди которых Китоврас, Полкан, боярин и боярыня, герои лубка и многие другие.
Скакун словно сошел с икон, посвященных святым воинам Георгию Победоносцу, Дмитрию Солунскому, Архангелу Михаилу Грозных Сил Воеводе. Динамичный иконописный силуэт коня обрел объем и трехмерность скульптуры.
Часто обращаясь к этому образу, автор ни разу не повторяется: каждая фигура звучит по-новому, стоит лишь изменить массивность торса животного, линию шеи, положение ног-лучинок, как силуэт обретает неповторимый характер
Этот тонконогий скакун своё название получил от рыже-красной масти, цвет которой автору удалось передать с помощью тонирования природными красителями. Массивную тяжеловесность тела уравновешивает изящный рисунок головы, тонко прорезанные гривы и копытца, завершающие изящные конечности. Расположение ног и вздыбленный хвост придаёт фигуре динамику — кажется, что конь вот-вот пустится вскачь.
Игрушка «Конь рудый»
