На рубеже XVI–XVII столетий в связи с общими культурными изменениями и как реакция на маньеризм складывается академическое направление в живописи. Его принципы были заложены в одной из первых художественных школ Италии, в так называемой Болонской академии. Основателями ее были братья Карраччи: Лодовико, Агостино и Аннибале, которые стремились к широкому использованию ренессансного наследия, призывая наряду с этим к изучению натуры.
Жанровостью мотива и непосредственностью представленной сцены привлекает написанная маслом на медной пластине картина неизвестного итальянского художника XVII века «Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем» (так называемая «Мадонна Монтальто»), прежде приписывавшаяся творчеству Карло Маратти.
Современная атрибуция принадлежит ведущему научному сотруднику отдела старых мастеров Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Виктории Марковой. В действительности — это повторение не дошедшей до нас композиции Аннибале Карраччи, исполненной в 1597–1598 годах, которую Дж. П. Беллори упоминает как находившуюся в коллекции римского аристократа Лоенцо Сальвиати на его вилле в Монтальто и называет ее образцом для многочисленных повторений. Работа может быть причислена к повторениям, выполненным на достаточно высоком художественном уровне, но не самим мастером.
Аннибале Карраччи (около 3 ноября 1560 г., Болонья — 15 июля 1609 г., Рим) — итальянский живописец, гравер. Картинам Аннибале Карраччи присуща свежесть колорита, яркие насыщенные оттенки, точно продуманная композиция. Наряду с этим искусствоведы отмечают чрезмерную «механичность» его поздних работ, отсутствие подлинного вдохновения — в зрелом возрасте Аннибале Карраччи писал свои картины на религиозную тему с той же неискренней набожностью, покрытой оттенком сентиментальности, которая была характерна для большинства художников тех лет.
Работа попала в Воронеж в 1918 году. До этого она находилась в рисовальной школе Тартуского университета, куда поступила из коллекции Карла Моргенштерна. Коллекционер приобрел ее на аукционе в 1830 году из собрания балтийского помещика Г. фон Бланкенхагена, который до этого купил ее в Риме.