В христианской традиции Мадонна, держащая на руках Младенца, — центральный сюжет, как в византийской иконописи, так и в живописи итальянского Возрождения, а образ Богоматери находится в центре повествования о спасении. Ключевые сюжеты эпохи Возрождения — гуманизм и античность, они отражаются во всех направлениям искусства, в том числе и живописи. Красочные картины наделяли новыми элементами: обращение к перспективе, реализм, изображение человека и определенных сюжетов.
Одно из самых ранних произведений коллекции западноевропейского искусства Воронежского областного художественного музея им. И.Н. Крамского— «Мадонна с младенцем» неизвестного мастера XV века.
Картина даёт яркое представление об искусстве раннего Возрождения в Италии, называемой Кватроченто. Карл Моргенштерн, в личной коллекции которого находилась в 1830–1860 годах эта картина, относил ее к школе Пьетро Перуджино (1448–1523). В мастерской этого художника, по всей видимости, она и была создана. Его настоящее имя — Пьетро Вануччи. Прозвище Перуджино живописцу досталось от названия родного города, Перуджи, который отличался в те времена особой жестокостью кровавых распрей родовитых семейств. Именно там суждено было появиться глубоко религиозной, поэтической, мечтательной живописи Перуджино.
Полное спокойствие, чистые линии, мечтательно-задумчивая Мадонна на фоне тихого умбрийского пейзажа до сих пор воспринимаются нами как олицетворение прекрасного и вечного. Этот мастер уже стал превращать икону в картину. Перед нами прекрасная женщина, которая заботится о своём ребёнке. Она максимально приближена к земной жизни. Изображение Богородицы уже очень далеко ушло от изображения Царицы Небесной, как было принято в византийской традиции, когда Дева Мария представала недосягаемой для человека. Принцип упрощения и закономерности, которым владел Перуджино, был важным фактором накануне Высокого Возрождения, он облегчил путь к классике его великому ученику, Рафаэлю.