Фонд Воронежского областного художественного музея им. И.Н. Крамского насчитывает свыше 23 000 предметов. Музей гордится своими коллекциями искусства Древнего Египта и Античности, русской иконы, фарфора и декоративно-прикладного искусства, русской и западноевропейской живописи XV–XXI веков. Последняя сильно отличается от собраний иных провинциальных музеев и имеет весьма упорядоченный, университетский характер.
Шедевры собрания западноевропейского искусства
Воронежская коллекция произведений зарубежного искусства прослеживает особенности и основные стили национальных школ Италии, Германии, Франции, Нидерландов.
В экспозицию искусства Италии XVI–XVIII веков входят копия раннеренессансного алтаря Джентиле да Фабриано «Поклонение волхвов» (1423, Уффици),выполненная неизвестным художником в начале XIX века. Картина «Мадонна с уснувшим младенцем» (около 1515) сиенского мастера Андреа дель Пиччинелли (Брешианино), «Отшельники под деревом» (XVIII в.) Алессандро Маньяско.
Значительную часть коллекции западноевропейской живописи составляют произведения художников голландской школы. «Завтрак» (1648) Питера Класа, «Автопортрет» (конец 1640-х) Самюэла ван Хокстратена, «Пейзаж» Якоба ван Рейсдала (XVII в).
Художественную культуру Германии представляют произведения произведения Михаэля Остендорфера. Его доска «Христос» блестящая по живописи и тонкости рисунка — пример редчайшего профильного изображения Христа. «Портрет старика» Франца Ленбаха — одно из лучших произведений мюнхенского живописца, мастера психологического портрета, оказавшего влияние на многих европейских художников первой половины ХХ века.
Раздел французского искусства знакомит с произведениями художников XVII–XIХ веков: одна из парных «Баталий» мастера этого жанра Жака Куртуа (Бургиньон), пейзаж с античными руинами Гюбера Робера, «Защита знамени» Аристида Круази, прославившегося созданием памятников, посвященных франко-прусской войне.
В 2024 году после длительной реэкспозиции открылся обновленный зал «Искусство Северной Европы XVI–XIX веков», который представил вдвое больше живописных работ и предметов декоративно-прикладного искусства. Настоящий проект сосредоточил внимание на экспонатах именно этого зала, но так же включил в себя наиболее значимые произведения других европейских школ.
