Среди поздних фламандских художников известным был последователь Браувера, Давид Тенирс Младший (1610—1690). Художник родился в Антверпене и первые уроки живописи получил от отца — Давида Тенирса Старшего. В начале 1630 года он познакомился с фламандским художником Адрианом Браувером, который писал жанровые сцены из крестьянской жизни. С этого времени сельские праздники, интерьеры, портреты голландцев и виды местной природы стали главными темами в творчестве Тенирса.
В обновленную экспозицию Воронежского музея включена картина «Курильщик», которая имеет много сходного с одноименной картиной из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина и даже воспринимается как ее фрагмент. Вполне вероятно, что воронежский «Курильщик» является одним из многих вариантов.
Подобные увлекательные жанровые картины были рассчитаны на украшение домов властвующих особ, буржуа, а зачастую и простых горожан. Мода на курение табака охватила все слои общества. Курение, считавшееся злом и порочным занятием, порицалось церковью. Вот почему изображение курильщиков почти всегда имело нравоучительный смысл, содержало намек на бренность земных удовольствий, а написанные в картинах курительные принадлежности несли в себе символику «Vanitas» («Суета сует»).