Морское и речное парусно-гребное судно — коч — обеспечивало русским освоение Сибири со стороны Северного Ледовитого океана и по внутренним сибирским рекам. Изначально кочи строились и использовались поморами, народом Крайнего Севера, который селился вблизи Баренцева и Белого морей.
Поморы ходили на кочах в сторону Новой Земли по Карскому морю. Эти судна получили распространение на севере России и в Сибири в ХVII веке. В ХVIII столетии, с развитием «новоманерного судостроения», кочи в России повсеместно начали исчезать.
Такие суда строили как с применением железа, так и без него. В последнем случае для соединения досок обшивки друг с другом использовался распаренный корень сосны, прутья можжевельника или ели, которыми плотно стягивали доски обшивки. В России такой корень для «шитья» называли «вицей».
Кочи, которые предназначались для плавания по морям, строили очень прочно. Пазы и стыки конопатили, то есть затыкали, специальным волокном — пеньковой промасленной паклей. Затем их заливали варом и поверх всего укладывали рейки, прикрепляя их к доскам железными скобами. На палубе в кормовой части устраивали небольшую каюту для капитана и приказчика. Команда и промысловики размещались под палубой, где находился и камбуз — кухня. Служил коч в среднем от трех до четырех лет.
Паруса на кочах в XVII столетии чаще всего ставили из холста. Палуба («дек») могла присутствовать на коче, но закрывала не весь корпус. Такие суда мастера строили без всяких чертежей, опираясь исключительно на свой опыт. Контуры будущего судна рисовали палкой на песке. Пристальное внимание уделялось лишь днищу, ведь на его долю выпадала огромная нагрузка, особенно при необходимости тащить корабль волоком.
Размеры коча, по разным источникам, варьировались от 10 до 24 метров в длину и от 5 до 8 метров в ширину. Осадка в среднем составляла 1,5 метра, скорость достигала семи узлов. Кочи делились на большие и малые. Первые предназначались для дальних морских переходов, вторые — для передвижения по рекам и заливам.
В целом коч представлял
собой судно, наиболее пригодное именно для плавания во льдах. В экспозиции
музея представлен макет коча XVIII века, который выполнил художник Владимир
Иванович Зорин.