Филипс Вауверман, выдающийся харлемский художник середины семнадцатого века, наиболее известен своими элегантными сценами охоты. Однако в начале своей карьеры он специализировался на смелых и выразительных изображениях военных столкновений. Динамичное видение Вауверманом людей и лошадей в разгар битвы, похоже, было вдохновлено неголландскими изобразительными источниками, о которых он знал прежде всего через гравюры.
Главным среди них был Антонио Темпеста (1555–1630), чьи гравюры с батальными сценами, изображающими поднимающихся на дыбы лошадей и рукопашный бой, были широко распространены и имели огромное влияние в начале семнадцатого века.
Изображения войны имели давнюю традицию в нидерландской живописи: от изображений крестьянских восстаний XVI века до различных боевых сцен, которые были популярны во время Тридцатилетней войны (1618–1648). Для художника эта затяжная и разрушительная война, возможно, стала особенно актуальной темой после его короткого периода обучения в северной Германии в 1638–1639 годах, где он, возможно, стал свидетелем или услышал рассказы о вооруженных конфликтах в этой стране. На картине «Кавалерийская схватка» изображена жестокая стычка между солдатами. Художественный стиль Ваувермана характеризуется его способностью представлять сцены сражений и ландшафтов с большими деталями и реализмом.
В «Кавалерийской схватке» художник демонстрирует свою область, изображая безумное действие битвы в полном разгаре. Каждая фигура верхом на лошадях и каждый жест солдат тщательно определена, создавая ощущение движения и энергии в картине. Вместо того, чтобы превозносить героизм военных подвигов, Вауверман свидетельствует о жестоком проявлении человеческого насилия и связанных с ним страданиях. При всей холодной реалистичности сюжета Вауверман нарисовал эту сцену с удивительно тонкой палитрой и пристальным вниманием к деталям. Каждый элемент тщательно интегрирован в динамичную композицию, которая демонстрирует его значительное художественное мастерство в перспективе и реалистичном изображении движущихся тел.