Бескрайние просторы целинных земель были разбужены звонкими голосами сотен беспокойных людей и рёвом тракторов, а острый плуг врезался в чернозём. Так после решений пленума ЦК КПСС в 1954 году об освоении целинных и залежных земель началась новая жизнь в казахских, сибирских, поволжских и алтайских степях. Освоение целины по размаху и масштабности не уступало космической программе и атомному проекту.
Ставку сделали на молодых, объявив целину ударной комсомольской стройкой. И со всех уголков Советского Союза стала съезжаться молодёжь, полная творческих сил и молодого задора.
Воспеть целину в кино, музыке, литературе и изобразительном искусстве были призваны лучшие мастера искусств. Своё слово сказал и Александр Михайлович Герасимов, чьи работы, начиная с 1920-х годов, как в зеркале, отражали все веяния эпохи и исторические события. Но, в отличие от работ других авторов, в его картине нет ни романтики покорения природы, ни героизации ударников труда, ни пафоса трудовых будней — сюжет простой и будничный, домашний и тёплый.
Яркий солнечный свет заливает деревенскую избу с золотыми бревенчатыми стенами. Перед распахнутым в сад окном, за которым бушует весна, на скамье сидят дедушка и молодая мать с годовалым малышом. Внимание взрослых целиком поглощено статьёй в газете «Правда». Лёгкие улыбки на лицах персонажей и название картины подсказывают нам, что они читают новости с целины, куда, возможно, уехал их муж и сын.
Взгляд зрителя фокусируется на композиционном центре картины — именно здесь самые светлые и яркие краски, изумрудно-зелёная листва в окне и колоритные персонажи. Пожилой человек с залысинами и седой бородой одет в кумачёвую (наверняка парадную) рубашку. Слабое зрение усиливают очки. В руке — трубка с табаком-самосадом. Молодая женщина одета в белую рубашку и синий цветастый сарафан, на голове — красная косынка. На руках у неё крепкий младенец. Нога опирается на скамеечку, поддерживая малыша во время кормления грудью.
Правую треть картины занимает стол, покрытый белой скатертью с вышитой каймой, на нём — ручная швейная машинка «Зингер» с яркими лоскутами начатого рукоделия. На стене слева — отрывной календарь с репродукцией портрета А.С. Пушкина. Пол укрыт домотканой дорожкой. Во всём чувствуется народный вкус, любовь к простым добротным вещам и ярким краскам. Именно эти бытовые детали, переданные с невероятной точностью, особенно интересны современному зрителю.
Широкими энергичными импрессионистскими мазками и сочным, интенсивным колоритом автор создаёт мажорное настроение. Картина словно пылает разноцветными всполохами — алыми, зелёными, синими, охристо-золотистыми оттенками, которые подчёркивают радость бытия. Именно в таких жанровых сценах раскрылся незаурядный талант живописца — яркий и многогранный.
Кажется, что и в жизни автора в этот момент светлая полоса. Но вопреки солнечной палитре, царящей на полотне, осень патриарха выдалась тяжёлой и грозовой. Александра Герасимова, Народного художника СССР, любимца Сталина, профессора, академика Академии художеств СССР, Лауреата четырёх Сталинских премий, после смерти вождя нации быстро сместили с поста президента Академии Художеств, а его картины из залов музеев отправили в запасники. Однажды Александр Михайлович даже прорвался к Хрущёву с болью в душе: «Зачем вы сжигаете картины, что за варварство, ведь это искусство!», но от него лишь устало отмахнулись. Кто знает, может быть, эта работа — ещё одна попытка художника вернуться в строй?