Картина «Зимка» попала в художественный музей Новокузнецка (тогда Сталинска) в августе 1961 года, явившись, по сути, подарком к его основанию. Работа эта типична для кисти Аркадия Пластова и является не только хрестоматийным, но и удачным образцом его творчества, так как лишена недостатка, присутствующего в части его работ — искусственности и лакировки действительности в передаче темы. Небольшой пейзаж написан, вероятно, в родной художнику Прислонихе. Уходящее вправо и вверх движение уводит за собою и взгляд наблюдателя. Движение это образовано наклоном заснеженной земли, следами саней и самими розвальнями, пара которых движется вдоль деревенской окраины. Тяжёлое облачное небо, приглушённый цвет снега без ярких светов и глубоких теней, почти монохромные силуэты лошадей и ездоков выгодно сочетаются с рыжими и золотистыми цветами, окрашивающими сухую траву и солому, шерсть роющей снег собаки и округлые брёвна недостроенного дома.
Я люблю эту жизнь. А когда из года в год видишь ее… думаешь, что надо об этом поведать людям… Жизнь наша полна и богата, в ней так много потрясающе интересного, что даже обыкновенные, будничные дела наших людей приковывают внимание, потрясают душу.
Аркадий Пластов родился в селе Прислониха под Симбирском, он был шестым ребёнком в многодетной семье иконописцев, архитекторов и представителей духовенства. По этому списку профессий можно судить об интеллигентности и патриархальности его родительской семьи. Детство Пластова было временем «блаженства, которому никогда уже не суждено было повториться», а первым учителем рисования для мальчика стал отец. Аркадий мечтал о профессии художника, но родители видели в нём будущего архиерея, и в 1908 году Пластов поступил в Симбирскую духовную семинарию. Однако, продолжая рисовать, после окончания третьего курса он получил целевую стипендию и переехал в Москву, где брал уроки у Ильи Машкова. Потом поступил в Строгановское художественно-промышленное училище, затем — в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
В 1917 году вернулся в Прислониху, где вместе с односельчанами прожил несколько трудных лет. После Гражданской войны рисовал плакаты и иллюстрации. Потеряв в пожаре все свои работы, сосредоточился на живописи. По прошествии времени стал успешно выставлять жанровые картины, в которых живописное мастерство часто сочеталось с приукрашиванием быта советской деревни.
Персонажами его работ обычно выступали всё те же односельчане. Постепенно Пластов становится признанным классиком советской живописи, картины Аркадия Александровича будут включаться в школьные учебники. Общие черты его творчества таковы: это портрет или жанровая сцена, которая обычно находится в пейзаже. Пейзаж трактуется лирически, а сюжет созерцателен, в нём отсутствует острый момент и зачастую вообще какое-либо значимое событие, но непременно складывается поэтически выразительный образ.
Зимка
