Владимир Игошев (1921–2007) родился на хуторе у села Аскино Уфимской губернии. Детство прошло среди живописных пейзажей на севере Башкирии. Игошевский хутор располагался в лесу, на берегу небольшого озера. В тридцатые годы семья переехала в Аскино, юноша окончил Уфимское театрально-художественное училище, воевал, был ранен, после окончания ВОВ учился в Московском художественном институте им. В.И. Сурикова. Жил на Урале и в Москве. Игошев пробовал себя в разных жанрах — пейзаже, натюрморте, пишет портреты горняков, металлургов, ученых. 1954 год стал переломным в творчестве художника. Он едет на север Урала, затем в Ханты-Мансийский автономный округ — и начинается время его северных работ. Свой творческий «штаб» он обоснует в мансийском поселке Няксимволь, расположенном среди лесов и болот на берегу реки Северная Сосьва. Оттуда художник будет добираться до отдаленных стойбищ, что станет возможно благодаря новым друзьям, оленеводам и рыбакам. Часто — по лежнёвке.
Мне так на войне не было страшно, как на этих северных лежневках. Кругом хлябь, болото. Если собьешься с дороги, уже не спасешься», — напишет Владимир Игошев в воспоминаниях. «Связь с природой у северного человека на каком-то генном уровне… Меня северные люди учили жить в согласии с природой.
Владимир Игошев
Поборов смущение перед художником, местные станут ему позировать. Свои картины Игошев чередует с литературными заметками, которые помогают понять его мотивы и чувства. К северному циклу относится и портрет «Девочка-манси», хранящийся в музее.
Низкое холодное солнце освещает сидящую фигуру, укутанную в вишнёвый и синий платки с густой свисающей бахромой и в шубу, светлым сугробом выступающую из теней. Момент кажется выхваченным случайно — девушка озорно щурится, улыбаясь и испытывая неподдельный интерес к происходящему, но одновременно она кутается в платок, отгораживаясь от смотрящего на неё человека. Свет выхватывает часть её лица, локоть в белом меховом рукаве и мех шубы чуть ниже. За счёт этой случайности кадра и темного, холодного колорита работы создаётся достоверное впечатление присутствия в зимнем чуме, ощущение прямого взгляда в глаза этой девушки с оливковым лицом и тонким розовым румянцем и неуютного, ползущего холода на собственной коже.
Живописная фактура обозначена художником мастерски. Волосы модели, выбившиеся из-под платка, ощутимо густые и мягкие, край рукава шубы и рукавица щетинятся жёстким мехом, округло выступают узоры, нашитые по краям рукавов. Тускло блеснуло гладкое кольцо на бледной руке, а кожа юного лица матово светится. На фоне аскетичной обстановки образ, написанный в сдержанной цветовой гамме, лицо, контрастирующее с окутывающим его тёмным платком, притягивают взгляд.
Художнику, пользующемуся по большей части живописными средствами, удаётся создать эффект присутствия и погрузить зрителя в созерцание и общение с миром и человеком, каких многие из нас, возможно, никогда в обыденной жизни не встретят.
Девочка-манси
