Живописная композиция на эмали из коллекции Музея имени Андрея Рублёва — копия одноименного произведения Леонардо да Винчи. «Тайную вечерю» итальянский мастер создал между 1495 и 1497 годами на стене трапезной доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане.
Да Винчи использовал экспериментальную технику: роспись была выполнена «жирной» яичной темперой поверх сухого грунта и тонкого слоя свинцовых белил, которые были призваны усилить световые эффекты. Она начала тускнеть почти сразу после создания и, по свидетельству Джорджо Вазари и Джованни Ломаццо, совершенно потеряла первоначальный вид к середине XVI века.
Эта роспись считается высшим достижением Леонардо в области оптики и воздушной перспективы. Благодаря высокой точке схода перспективных линий на фоне светлого оконного проема, где расстилается бесконечный пейзаж, он зрительно увеличил пространство трапезной. Геометрическим, композиционным, сюжетным и символическим центром сцены является фигура Христа. К Нему обращены взоры взволнованных и растерянных апостолов.
Художник особое внимание уделил выражению душевных движений через мимику и жесты: в образах апостолов он попытался отразить весь спектр человеческих эмоций. Леонардо выбрал для изображения момент максимальной напряженности, когда Христос оповещает учеников о предательстве. Именно эта композиция стала одним из самых популярных образцов в русском искусстве XIX века. В храмах синодальной России воспроизведения «Тайной вечери» Леонардо можно встретить в виде икон над царскими вратами и в иных вариантах.
Прямоугольная горизонтальная иконка помещена в бронзовую рамку. Детали композиции следуют первоисточнику: формат, архитектурное построение, размещение персонажей, затемненный, симметрично выстроенный интерьер с вытянутым по всей ширине столом и тремя светлыми оконными проемами, из которых центральный, за спиной Спасителя, выделен рельефом сверху. Движения апостолов друг к другу, их жесты создают эффект эмоциональной волны, пульсирующей от центра к краям композиции, где эмоциональность «затихает».
Некоторые детали отклоняются от образца. Так, положение Иуды
за столом и золотой нимб Христа — дань православной традиции.
Технология живописной эмали позволяла довольно точно передавать эффект
светотени (сфумато), характерный для стиля Леонардо и итальянской
монументальной живописи XVI века.