Рама с 12 клеймами «Сказание о Нерукотворном образе» была написана в 1694 году по заказу боярина Льва Кирилловича Нарышкина, родного брата матери Петра I, царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной. Свое спасение во время стрелецкого бунта боярин связывал с чудом от иконы Спаса Нерукотворного. Поэтому в своем подмосковном селе Фили он возвел церковь, где нижний престол посвятил Покрову Богородицы, а верхний — Спасу Нерукотворному.
На раме ведущий иконописец Оружейной палаты Кирилл Уланов представил иллюстрированное «Сказание о Нерукотворном образе». Как и другие художники XVII века, Кирилл Уланов использовал некоторые элементы композиции из западноевропейских гравированных изданий. В «Сказании…» подробно сообщалось о различных местах, где пребывал Святой Убрус, называемый в греческом варианте «мандилион». Появление Его связано с эдесским (сирийским) правителем по имени Авгарь, который заболел и, надеясь на исцеление, послал художника Ананию написать портрет Христа.
Анании не удалось запечатлеть черты Спасителя, но он обратился к Тому с просьбой помочь страдавшему государю. Тогда Христос отер лик платком, и на нем остался Нерукотворный Образ Иисуса, который Анания принес Авгарю. Поклонившись святыне, правитель исцелился от болезни. Нерукотворный образ был установлен на вратах Эдессы, а затем для спасения от язычников заложен кирпичом.
Во время нападения на город персов эдесскому епископу Евлалию явилась Богоматерь и повелела разыскать и спасти спрятанный Святой Убрус. В X веке византийский император Роман Лакапин приобрел эту ценную реликвию, с почестями перенес в Константинополь и поместил в Фаросском храме.
Уже в домонгольском искусстве Древней Руси, например в Великом Новгороде XII века, известны иконы Нерукотворного Спаса. В семье Романовых почитался семейной реликвией Нерукотворный образ Спасителя в драгоценном окладе, по легенде привезенный на Русь будущей великой княгиней Московской, греческой царевной Софьей Палеолог.
В западноевропейском искусстве сложилась другая иконографическая традиция, получившая название «Плат Вероники». В ее основе лежит предание о женщине по имени Вероника, которая подала Христу платок во время Его восхождения на Голгофу.