Шрифт
Цвет
Графика
«Циничные карты» культурный шок в бесплатной онлайн игре!
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Шедевры из собрания Музея имени Андрея Рублёва»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Святитель Николай Чудотворец (Можайский)

Время создания
конец XVII — начало XVIII века
Место создания
Российская империя, Архангельская губерния
Размер
108x30,5x5,5 см
Техника
дерево, темпера; резьба
2
Открыть в приложении
#1

На Руси храмовая деревянная скульптура получает распространение в XVI веке, ее крупнейшим центром становится Москва. Во второй половине XVII столетия знаменитый иконописец Симон Ушаков, возглавлявший Оружейную палату, в трактате об искусстве впервые включил скульптуру в перечень «семи свободных художеств».

Древнерусским рельефным образам свойственна уплощенность, объем трактуется довольно условно, широко используются живописные средства.

Рельефный образ Николы Можайского был весьма распространен в средневековой Руси. Традиция объемного изображения святого ведет начало от знаменитой деревянной скульптуры конца XIV века из города Можайска, которая теперь хранится в Третьяковской галерее. Поздние источники связывают ее с легендарным эпизодом о спасении Можайска от татар благодаря явлению святого Николая, обратившего врагов в бегство.

Известны и более древние тексты, имеющие отношение к формированию иконографии Можайского образа. В литературных произведениях рассказывается о том, как во время путешествия по Палестине Николай пришел в один город, где жили христиане. Когда на город напали, святой Николай стал молиться Богу. Сокрытый облаком, он явился жителям и призвал противостоять врагу, «вооружившись знаком Креста».

Атрибуты святого — град и меч — вырезались отдельно и крепились к рукам, поэтому со временем часто утрачиваются. По новозаветной интерпретации меч, вложенный в правую руку святого, — не только оружие, помогающее сражаться с внешними врагами, но в первую очередь Слово Божие, которое «острее всякого меча обоюдоострого» может разить врагов православия. Град или храм в левой руке святого мог означать и Церковь земную, и символический Небесный Иерусалим, и определенный город. Позднее эта деталь была переосмыслена как конкретный храм, в котором стоял объемный образ и прихожанам которого покровительствовал святой, ставший для них грозным защитником.

Можайский извод был также распространен в иконописи. В период частых набегов врага такой образ приобретал особую актуальность и постоянно воспроизводился.

#3
Святитель Николай Чудотворец (Можайский)
#2
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Святитель Николай Чудотворец (Можайский)

Время создания
конец XVII — начало XVIII века
Место создания
Российская империя, Архангельская губерния
Размер
108x30,5x5,5 см
Техника
дерево, темпера; резьба
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
«Циничные карты» культурный шок в бесплатной онлайн игре!
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%