Древнерусским рельефным образам нередко свойственна уплощенность, а объем часто передается с помощью живописных средств. Оборотная сторона храмовых скульптур нередко срезалась для лучшего соединения с задней стенкой глубокого киота, так называемого храмца, с островерхим завершением и боковыми створками.
Представленная в экспозиции Музея имени Андрея Рублёва статуя великомученицы Параскевы Пятницы когда-то находилась в подобном киоте. Исследователи датируют скульптуру рубежом XVII–XVIII веков, опираясь на реализм деталей. К сожалению, в этой скульптуре утрачены некоторые части: руки, мученический крест и свиток с текстом молитвы «Символ веры».
Голову Параскевы украшает венец с перекрестием, символ мученичества. Согласно преданию Параскева жила в годы царствования императора Диоклетиана. Она рано посвятила себя служению Богу, проповедуя Евангелие. За отказ отречься от веры святая Параскева была подвергнута пыткам и жестоким мучениям.
Резные изображения великомученицы Параскевы Пятницы были широко известны на Руси в Средние века. По популярности они не уступали деревянным статуям Николы Можайского.
В 1543 году в Псков паломники из Литвы принесли иконы-статуи «в храмцах» — великомученицы Параскевы Пятницы и Николы Чудотворца. Псковичи задержали и странников, и смутившие их статуи. Лишь приказ новгородского архиепископа Макария заставил горожан с почтением «выменять» небывалые для них деревянные иконы-скульптуры, перенести в город и поставить в специально возведенных церквах.
Святая Параскева, имя которой в переводе с греческого означает
«пятница», считалась покровительницей торговли (во многих древнерусских
городах торговали по пятницам), а также ремесел, рукоделий и
домашнего очага. По народным верованиям, святая была связана
с водными источниками, поэтому скульптурный образ часто помещался
в часовнях и церквях, возведенных возле родников и целебных
ключей. Многоцветная раскраска придавала деревянным статуям сходство
с иконами и праздничную, свойственную средневековому мировосприятию
нарядность.