Спас Вседержитель — главный из иконографических типов изображения Христа.
Этот эпитет Судии и Царя Небесного не раз используется в Ветхом и Новом Завете (Псалтирь, Книга пророка Варуха, Третья Маккавейская книга; 2-е Послание к коринфянам апостола Павла, Откровение Иоанна Богослова).
Древнейший иконописный пример Спаса Вседержителя относится к середине VI века — это икона Синайского монастыря «Христос Пантократор». Образ известен в различных вариациях (ростовой, поясной, погрудный, тронный), встречается как в одиночных иконах, так и в составе деисусных чинов, стенных росписей, в православной традиции его обычно пишут на внутренней стороне центрального купола.
В истории ярославской иконописи образ занимает особое место как древнейший местный памятник искусства. Он был семейной княжеской иконой, моленным образом первого ярославского князя Всеволода, погибшего в битве на реке Сити в 1238 году, и его сыновей Василия и Константина, канонизированных в начале XVI века. Вероятно, в связи с князем Василием образ именовался в народе «Спас Василёк».
Эта икона происходит из Успенского собора города Ярославля. Ярославский краевед и крупный общественный деятель, сын священника Аполлинарий Платонович Крылов (1834–1912 гг.) в своем «Церковно-археологическом описании города Ярославля» (1860 г.) упоминает реликвии, связанные со святыми князьями Константином и Василием. Это серебряная рака с мощами самих князей и три иконы, помещавшиеся на столпах собора: Ярославской Божьей Матери, Спасителя и Николая Чудотворца.
Профессор Алексей Петрович Лебедев в монографии «Успенский кафедральный собор в Ярославле» (1879 г.) уточняет, что древняя, богато украшенная икона Спасителя находилась в киоте справа от большой иконы князей Василия и Константина на западной грани юго-восточного столпа. Третье важное упоминание образа появляется в письмах Игоря Эммануиловича Грабаря из научных поездок по древнерусским городам.
Благодаря трудам Всероссийской комиссии по сохранению и раскрытию древнерусской живописи, которую основал и возглавил Игорь Эммануилович Грабарь, было установлено всемирное значение «Спаса» как памятника культуры. Это одна из немногочисленных и единственная ярославская икона домонгольского периода, сохранившаяся до наших дней. Среди современных ей образов икона выделяется тонкой лиричностью.
Этот эпитет Судии и Царя Небесного не раз используется в Ветхом и Новом Завете (Псалтирь, Книга пророка Варуха, Третья Маккавейская книга; 2-е Послание к коринфянам апостола Павла, Откровение Иоанна Богослова).
Древнейший иконописный пример Спаса Вседержителя относится к середине VI века — это икона Синайского монастыря «Христос Пантократор». Образ известен в различных вариациях (ростовой, поясной, погрудный, тронный), встречается как в одиночных иконах, так и в составе деисусных чинов, стенных росписей, в православной традиции его обычно пишут на внутренней стороне центрального купола.
В истории ярославской иконописи образ занимает особое место как древнейший местный памятник искусства. Он был семейной княжеской иконой, моленным образом первого ярославского князя Всеволода, погибшего в битве на реке Сити в 1238 году, и его сыновей Василия и Константина, канонизированных в начале XVI века. Вероятно, в связи с князем Василием образ именовался в народе «Спас Василёк».
Эта икона происходит из Успенского собора города Ярославля. Ярославский краевед и крупный общественный деятель, сын священника Аполлинарий Платонович Крылов (1834–1912 гг.) в своем «Церковно-археологическом описании города Ярославля» (1860 г.) упоминает реликвии, связанные со святыми князьями Константином и Василием. Это серебряная рака с мощами самих князей и три иконы, помещавшиеся на столпах собора: Ярославской Божьей Матери, Спасителя и Николая Чудотворца.
Профессор Алексей Петрович Лебедев в монографии «Успенский кафедральный собор в Ярославле» (1879 г.) уточняет, что древняя, богато украшенная икона Спасителя находилась в киоте справа от большой иконы князей Василия и Константина на западной грани юго-восточного столпа. Третье важное упоминание образа появляется в письмах Игоря Эммануиловича Грабаря из научных поездок по древнерусским городам.
Благодаря трудам Всероссийской комиссии по сохранению и раскрытию древнерусской живописи, которую основал и возглавил Игорь Эммануилович Грабарь, было установлено всемирное значение «Спаса» как памятника культуры. Это одна из немногочисленных и единственная ярославская икона домонгольского периода, сохранившаяся до наших дней. Среди современных ей образов икона выделяется тонкой лиричностью.