По преданию, первый образ Иерусалимской Божией Матери был создан евангелистом Лукой в пятнадцатый год по Вознесении Христовом (48 г.) в Гефсимании. Как прижизненный, он точно передает черты Ее Лика. Всего евангелист Лука оставил 70 изображений Пречистой Девы.
В то время в Иерусалиме уже сформировалась христианская община, для которой и предназначалась икона. Считается, что именно через нее Богородица повелела Марии Египетской оставить греховный путь и посвятить себя служению Богу.
Предание гласит, что в молодости будущий император Византии Лев Великий услышал голос, который предрек ему императорский трон и повелел возвести храм во славу Богородицы рядом со святым источником. В 463 году Лев I выполнил наказ, и Иерусалимская икона была помещена в храме Пигии («Источнике»). В правление императора Ираклия чудотворный образ избавил город от скифов, после чего его с почестями перенесли во Влахернскую церковь. Спустя почти три века князь Владимир, крестившись в Корсуни, получил эту икону в дар от Льва VI Философа, а позднее отправил ее новгородцам. Они приняли крещение первыми после киевлян.
В 1571 году Иоанн Грозный повелел установить святыню в московском Успенском соборе вместе с прочими реликвиями удельных князей. Тогда же с нее было сделано большое количество списков. Именно благодаря им образ известен нам сегодня: оригинал пропал в войну 1812 года, считается, что он находится во Франции.
Иконографический тип иконы — Одигитрия, вариант поясного изображения с легким наклоном головы (существуют также варианты погрудного или ростового и фронтального изображения). Одной рукой Богородица поддерживает Младенца, другую слегка прижимает к груди. Младенец повернул Лик к Матери, его руки написаны так же, как у Христа Вседержителя: правой благословляет приходящих к нему, в левой держит свиток.
Это одна из наиболее почитаемых икон христианского мира, особенно любимая иконописцами России и Византии. По ее образцу были написаны Грузинская, Казанская, Иверская, Споручница грешных.
Несмотря на то, что значительная часть письма утрачена, можно судить о высоком уровне древнерусского иконописания, лишенном фольклорно-провинциальных черт.
Образ Богоматери окружают фигуры избранных святых, представляющих земную Церковь. Список Успенского собора содержит изображения святых мучеников и апостолов. Представленный образ интересен тем, что в него включены образы русских святых.
В то время в Иерусалиме уже сформировалась христианская община, для которой и предназначалась икона. Считается, что именно через нее Богородица повелела Марии Египетской оставить греховный путь и посвятить себя служению Богу.
Предание гласит, что в молодости будущий император Византии Лев Великий услышал голос, который предрек ему императорский трон и повелел возвести храм во славу Богородицы рядом со святым источником. В 463 году Лев I выполнил наказ, и Иерусалимская икона была помещена в храме Пигии («Источнике»). В правление императора Ираклия чудотворный образ избавил город от скифов, после чего его с почестями перенесли во Влахернскую церковь. Спустя почти три века князь Владимир, крестившись в Корсуни, получил эту икону в дар от Льва VI Философа, а позднее отправил ее новгородцам. Они приняли крещение первыми после киевлян.
В 1571 году Иоанн Грозный повелел установить святыню в московском Успенском соборе вместе с прочими реликвиями удельных князей. Тогда же с нее было сделано большое количество списков. Именно благодаря им образ известен нам сегодня: оригинал пропал в войну 1812 года, считается, что он находится во Франции.
Иконографический тип иконы — Одигитрия, вариант поясного изображения с легким наклоном головы (существуют также варианты погрудного или ростового и фронтального изображения). Одной рукой Богородица поддерживает Младенца, другую слегка прижимает к груди. Младенец повернул Лик к Матери, его руки написаны так же, как у Христа Вседержителя: правой благословляет приходящих к нему, в левой держит свиток.
Это одна из наиболее почитаемых икон христианского мира, особенно любимая иконописцами России и Византии. По ее образцу были написаны Грузинская, Казанская, Иверская, Споручница грешных.
Несмотря на то, что значительная часть письма утрачена, можно судить о высоком уровне древнерусского иконописания, лишенном фольклорно-провинциальных черт.
Образ Богоматери окружают фигуры избранных святых, представляющих земную Церковь. Список Успенского собора содержит изображения святых мучеников и апостолов. Представленный образ интересен тем, что в него включены образы русских святых.