Прообразом русской иконы Спаса Смоленского стал византийский образ Христа Халкитиса. В древности мозаика с этим изображением украшала главные ворота Халки императорского дворца в Константинополе. В русской иконописи ростовое изображение Христа обычно сопровождают образы святых у его ног.
Впервые Спас Смоленский был написан в 1514 году в честь взятия Смоленска русскими войсками. Тогда же икону поместили над Спасскими (Фроловскими) воротами.
Дата этого события пришлась на 1 (14) августа, день изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня (Всемилостивого Спаса), когда церковь вспоминает крестные страдания Спасителя. С этим связана сложившаяся иконография образа. Христос Вседержитель правой рукой благословляет, в левой держит раскрытое Евангелие. По обеим сторонам нимба парят ангелы с орудиями страстей, к ногам Спасителя припали жены-мироносицы Марфа и Мария.
В 1521 году хан Махмет-Гирей, побуждаемый польским королем Сигизмундом, повел к Москве войска Крымской и Казанской орды. Неприятели перешли Оку и стали грабить подмосковные монастыри и села, Василий III в Волоколамске ждал подкрепления из Новгорода. В это время слепой инокине Вознесенского монастыря было видение: по грехам москвичей, собор московских святых молитвенников покинул город через Спасские ворота, забрав образ Владимирской Богоматери. После общей молитвы перед этой иконой уходящих святых остановили у врат Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. В тот же день хан Махмет-Гирей ушел от стен Кремля.
В память этого события над Спасскими воротами лицом к Красной площади появилась надвратная фреска с изображением Спаса Смоленского. Фигуры жен-мироносиц заменили образами преподобных Варлаама и Сергия, Евангелие «раскрыли» на словах:
Впервые Спас Смоленский был написан в 1514 году в честь взятия Смоленска русскими войсками. Тогда же икону поместили над Спасскими (Фроловскими) воротами.
Дата этого события пришлась на 1 (14) августа, день изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня (Всемилостивого Спаса), когда церковь вспоминает крестные страдания Спасителя. С этим связана сложившаяся иконография образа. Христос Вседержитель правой рукой благословляет, в левой держит раскрытое Евангелие. По обеим сторонам нимба парят ангелы с орудиями страстей, к ногам Спасителя припали жены-мироносицы Марфа и Мария.
В 1521 году хан Махмет-Гирей, побуждаемый польским королем Сигизмундом, повел к Москве войска Крымской и Казанской орды. Неприятели перешли Оку и стали грабить подмосковные монастыри и села, Василий III в Волоколамске ждал подкрепления из Новгорода. В это время слепой инокине Вознесенского монастыря было видение: по грехам москвичей, собор московских святых молитвенников покинул город через Спасские ворота, забрав образ Владимирской Богоматери. После общей молитвы перед этой иконой уходящих святых остановили у врат Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. В тот же день хан Махмет-Гирей ушел от стен Кремля.
В память этого события над Спасскими воротами лицом к Красной площади появилась надвратная фреска с изображением Спаса Смоленского. Фигуры жен-мироносиц заменили образами преподобных Варлаама и Сергия, Евангелие «раскрыли» на словах: