В течение относительно небольшого исторического отрезка времени самовар занял важное место в быту русских людей. Никелированный самовар-репку зачастую называли купеческим. Без такого прибора невозможно было представить русское чаепитие в семейном кругу купцов. Самовар стал настоящим символом гостеприимства. Его наличие в доме говорило о материальном достатке хозяев.
Как только семья приобретала самовар, он сразу занимал почетное место среди различных бытовых изделий, не зря его называли генералом стола. Самовар-репку из коллекции музея изготовили в XIX столетии, он был достаточно богато оформлен, чтобы привлекать внимание, выделялся оригинальным дизайном.
Такие устройства имели довольно простую конструкцию. Нагревательным элементом служила металлическая труба. Корпус с ручками располагался на большой пустотелой подставке. В жаровню помещали древесный уголь, который, сгорая, отдавал тепло воде. Ножки придавали самовару устойчивость, делали его пожаробезопасным.
Тулово «репки» является основной частью конструкции, оно соединяется с поддоном. Ручки располагаются сбоку, обеспечивая удобство переноски. Кран состоит из нескольких частей, каждая из которых получила в процессе бытования свое название. Верток был необходим для открытия или закрытия. Отогнутый в сторону верток имеет форму переплетенного стебля.
В некоторых моделях самоваров ключ сверху украшали ажурным элементом. Внешний вид самоваров постоянно изменялся в зависимости от моды того или иного времени. Чай до середины XIX века был популярен только в дворянских кругах, поэтому внешний вид изделий для нагрева воды соответствовал вкусам зажиточных горожан.
Для обычного населения чай был дорогим напитком.
Нагревательные приборы нередко украшали различными декоративными элементами,
красивой росписью, медалями фабрики. Стоимость могла колебаться в большом
диапазоне в зависимости от материалов, которые использовали для производства и
декора, а также от сложности работы. Изделия в форме репки изготавливали на
тульских, московских и рыбинских заводах.