«Поляки» Алтая были потомками русских старообрядцев из Калужской, Тульской, Рязанской и Орловской губерний. Первоначально, в период с конца XVII по начало XVIII века, старообрядцы бежали от преследований за веру на земли, которые входили в то время в состав Речи Посполитой. В 1760-х годах они были насильно высланы в указанный императрицей Екатериной II район Южного Алтая на реке Уба. Там их по прежнему месту жительства и стали называть «поляками».
Часть высланных в Сибирь старообрядцев осела в Забайкалье, где получила название «семейских». «Поляки» в течение двух веков поддерживали только внутрисемейные брачные связи, избегая вступать в брак с представителями других сибирских этносов. У них было более 90% браков с родственниками в 6–8 поколениях. Такая специфика отразилась на их материальной культуре.
Один из наиболее показательных объектов в целом — это этнический костюм, средоточие художественного вкуса народа, его духовных и религиозно-мировоззренческих установок. По целевому назначению одежда подразделялась на повседневную, праздничную, молельную, обрядовую (свадебную, похоронную).
Частью мужского костюма русских старообрядцев-«поляков» была холщовая обрядовая рубаха. Уже в XIX столетии ее покрой считался архаичным явлением. Носили такую одежду вместе со штанами общерусского покроя из прямых и раскошенных полотен, по талии подпоясывали самоткаными поясами с кистями.
Главная особенность такой рубахи заключалась в композиции декоративной вышивки на левой стороне груди. Элементы образовывали крестовидную фигуру. При украшении изделия использовались также две вертикальные полоски кумача — красной хлопчатобумажной ткани. Их нашивали вдоль швов, соединявших центральное и боковые полотна. Эти полоски украшались орнаментом в виде непрерывно повторяющихся закрученных спиралей, квадратами, вышивками белого и голубого цветов, контрастными по отношению к кумачу.
Декоративные кумачовые полоски выполняли
определенную художественную задачу: они подчеркивали форму и покрой, чтобы
обилие отделок в рубахе не воспринималось как хаотичное нагромождение. В музеях
России сохранилось всего порядка десяти мужских рубах сибирских «поляков»,
которые удалось датировать второй половиной XIX века.