Преподобный Варлаам Хутынский — один из любимых новгородских святых, отличавшийся кротостью, добротой и смирением, стяжавший от Господа дар прозорливости и чудотворства.
Он жил в XII веке. Его родители были знатными благочестивыми людьми, сам же святой, в миру Алексей, с детства выказывал склонность к монашескому образу жизни. Когда родители убеждали сына отказаться от строгого поста, тот укорил их, напомнив, что только угодившие Богу, пострадавшие за него, обрели Царство Небесное, и он хочет следовать их примеру.
Юношей Алексей раздал имущество, принял постриг под именем Варлаама в Лисичьем монастыре, а затем ушел отшельником на холм Хутынь. Это «худое место» имело дурную славу, но бесы оказались бессильны перед верой преподобного. Он проводил время в трудах, посте и молитве, носил вериги, сам выстроил себе келью, принимал людей. В 1192 году святой Варлаам, видя желание многих людей остаться с ним, выстроил деревянную церковь, а затем основал Спасо-Преображенский монастырь и стал его игуменом.
Древнейший юридический документ Руси — пергамент, вкладная грамота, по которой святой Варлаам передавал монастырю свои наследные угодья, включая пахотные и сенокосные.
С XIII века Варлаам Хутынский стал почитаемым местным святым, с XV века — общероссийским. Вероятно, это связано с исцелением у гроба чудотворца некоего Григория, постельничего Василия Тёмного. После кончины угодник Божий продолжал молиться о родной земле, предсказал мор и пожар в Новгороде.
Известно более десяти редакций жития святого Варлаама с XIII по XVIII век, в том числе «Слово похвальное» Пахомия Логофета, «Распространенная» редакция 1526 года и «Особая» (вторая половина XVI века). Собор 1547 года официально канонизировал святого.
Средник с изображением Варлаама Хутынского окружают 36 клейм, посвященных жизни и чудесам святого. Среди них — предсказание о рождении сына князя Ярослава, воскрешение отрока, чудеса исцеления у святых мощей. Последние два клейма, посвященные посмертным чудесам (испрошению солнца в дождь и дождя в засуху) иллюстрировались очень редко.
Мастер передал в клеймах тонкие детали: например, деревянные подставки у калеки, пришедшего за подаянием, буквы в сцене обучения грамоте.
Икона происходит, видимо, из деревянной церкви Ильи Пророка, на месте которой в 1650 году купцы Скрипины построили каменный храм.
Он жил в XII веке. Его родители были знатными благочестивыми людьми, сам же святой, в миру Алексей, с детства выказывал склонность к монашескому образу жизни. Когда родители убеждали сына отказаться от строгого поста, тот укорил их, напомнив, что только угодившие Богу, пострадавшие за него, обрели Царство Небесное, и он хочет следовать их примеру.
Юношей Алексей раздал имущество, принял постриг под именем Варлаама в Лисичьем монастыре, а затем ушел отшельником на холм Хутынь. Это «худое место» имело дурную славу, но бесы оказались бессильны перед верой преподобного. Он проводил время в трудах, посте и молитве, носил вериги, сам выстроил себе келью, принимал людей. В 1192 году святой Варлаам, видя желание многих людей остаться с ним, выстроил деревянную церковь, а затем основал Спасо-Преображенский монастырь и стал его игуменом.
Древнейший юридический документ Руси — пергамент, вкладная грамота, по которой святой Варлаам передавал монастырю свои наследные угодья, включая пахотные и сенокосные.
С XIII века Варлаам Хутынский стал почитаемым местным святым, с XV века — общероссийским. Вероятно, это связано с исцелением у гроба чудотворца некоего Григория, постельничего Василия Тёмного. После кончины угодник Божий продолжал молиться о родной земле, предсказал мор и пожар в Новгороде.
Известно более десяти редакций жития святого Варлаама с XIII по XVIII век, в том числе «Слово похвальное» Пахомия Логофета, «Распространенная» редакция 1526 года и «Особая» (вторая половина XVI века). Собор 1547 года официально канонизировал святого.
Средник с изображением Варлаама Хутынского окружают 36 клейм, посвященных жизни и чудесам святого. Среди них — предсказание о рождении сына князя Ярослава, воскрешение отрока, чудеса исцеления у святых мощей. Последние два клейма, посвященные посмертным чудесам (испрошению солнца в дождь и дождя в засуху) иллюстрировались очень редко.
Мастер передал в клеймах тонкие детали: например, деревянные подставки у калеки, пришедшего за подаянием, буквы в сцене обучения грамоте.
Икона происходит, видимо, из деревянной церкви Ильи Пророка, на месте которой в 1650 году купцы Скрипины построили каменный храм.