Эта икона с ростовыми изображениями пророков Гедеона и Наума относится к древнейшему из сохранившихся пророческих чинов Ярославля. По иконописной традиции пророческих чинов каждый образ на этих иконах создавался по библейскому описанию и по канону: в зависимости от возраста это могли быть безбородые отроки, полные сил мужи, седобородые старцы; царей изображали обязательно в алых плащах и венцах, первосвященников — в коротких туниках-эфодах.
Пророк Гедеон был пятым из судей Израильских, то есть фактическим правителем. Ко времени его жизни Израиль «весьма обнищал» (Суд. 6:6): упадок людской нравственности привел к политической раздробленности и к тому, что соседние восточные народы регулярно совершали набеги на израильские земли. Два старших брата Гедеона погибли в войнах, и только ему самому («отважному воину») предстояло разбить вражеское войско и изгнать его из земли Ханаанской.
Накануне битвы с мадианитянами Гедеон просил Бога дать ему знамение. Утром руно, оставленное с вечера на земле, покрыла роса, тогда как земля вокруг оставалась сухой. Это и было знаком спасения Израиля. В Новом Завете руно орошенное стало рассматриваться как прообраз Благовещения и Рождества и считаться одним из эпитетов Богородицы.
В благодарность за победу евреи предлагали провозгласить Гедеона царем, однако он отказался нарушить закон, данный Моисеем, и остался назначенным судьей. Сорок лет он благополучно правил своей землей. Кроме победы над мадианитянами он прославился тем, что разрушил языческий жертвенник, за что получил прозвище Иероваал («противоборствующий Ваалу»).
Пророк Наум происходил из Елкоша (северный Израиль) и проповедовал между 727 и 698 годами до н. э., в правление Езекии. Написанная им книга в три главы содержит подробную и яркую картину политической, религиозной и нравственной жизни Израиля и частично Ассирии и грозное предсказание о том, как падет Ниневия.
Изображение Наума редко включалось в состав пророческих чинов. Для текста на его свитке выбирали в разных случаях разные тексты.
Пророк Гедеон был пятым из судей Израильских, то есть фактическим правителем. Ко времени его жизни Израиль «весьма обнищал» (Суд. 6:6): упадок людской нравственности привел к политической раздробленности и к тому, что соседние восточные народы регулярно совершали набеги на израильские земли. Два старших брата Гедеона погибли в войнах, и только ему самому («отважному воину») предстояло разбить вражеское войско и изгнать его из земли Ханаанской.
Накануне битвы с мадианитянами Гедеон просил Бога дать ему знамение. Утром руно, оставленное с вечера на земле, покрыла роса, тогда как земля вокруг оставалась сухой. Это и было знаком спасения Израиля. В Новом Завете руно орошенное стало рассматриваться как прообраз Благовещения и Рождества и считаться одним из эпитетов Богородицы.
В благодарность за победу евреи предлагали провозгласить Гедеона царем, однако он отказался нарушить закон, данный Моисеем, и остался назначенным судьей. Сорок лет он благополучно правил своей землей. Кроме победы над мадианитянами он прославился тем, что разрушил языческий жертвенник, за что получил прозвище Иероваал («противоборствующий Ваалу»).
Пророк Наум происходил из Елкоша (северный Израиль) и проповедовал между 727 и 698 годами до н. э., в правление Езекии. Написанная им книга в три главы содержит подробную и яркую картину политической, религиозной и нравственной жизни Израиля и частично Ассирии и грозное предсказание о том, как падет Ниневия.
Изображение Наума редко включалось в состав пророческих чинов. Для текста на его свитке выбирали в разных случаях разные тексты.