Представленная икона — единственный в древнерусской иконописи житийный образ Сергия Радонежского, где проиллюстрированы две редакции жития святого и «Сказание о Мамаевом побоище». Икона происходит из несохранившейся церкви Троицы Власьевского прихода.
В этом уникальном произведении Сергий Радонежский прославляется и как монах и основатель монастырей, и как чудотворец, и как активный участник политической жизни Руси, не только при жизни, но и после кончины духовно предстоящий за землю Русскую. Князь Димитрий Донской просил благословения святого перед Куликовской битвой. В самом сражении принимали участие ученики Сергия, преподобные воины Александр Пересвет и Андрей Ослябя. В Смутное время, в частности при осаде Троице-Сергиева монастыря, святой неоднократно чудесно являлся защитникам обители, чтобы молитвенно поддержать и укрепить их.
Над иконой работали три разных мастера. Центральную фигуру средника и окружающие ее 24 житийных клейма написал в конце XVI века московский иконописец. Сцены исторических сюжетов, расположенные вокруг фигуры в среднике, принадлежат другому мастеру, ярославцу. Они были созданы во второй половине XVII века. Наконец, нижнюю надставную доску с изображением событий Куликовской битвы 1380 года расписывал третий мастер, тоже ярославский, в конце XVII века.
Литературной основой для собственно житийного цикла послужило каноническое житие Сергия Радонежского. Оно было написано через 26 лет после преставления святого Епифанием Премудрым и позднее переработано Пахомием Сербом (Логофетом). Кроме того, для сцен средника мастер использовал редкое в иконописной традиции житие, составленное в 1636 году Симоном Азарьиным, келарем Троицкого монастыря. Наделка с изображением Куликовской битвы была прикреплена к основной доске позднее.
В основу изображения Мамаева побоища легла распространенная редакция этого сказания. Среди множества представленных сцен показаны княжества, выставившие к битве свои дружины, поединок Пересвета и Челубея, надвигающиеся на Русь войска хана Мамая.
Это единственное изображение Куликовской битвы, которое встречается в русской иконописи. Помимо связи с житием святого Сергия в нем прослеживается стремление прославить единение Руси перед лицом врага.
В этом уникальном произведении Сергий Радонежский прославляется и как монах и основатель монастырей, и как чудотворец, и как активный участник политической жизни Руси, не только при жизни, но и после кончины духовно предстоящий за землю Русскую. Князь Димитрий Донской просил благословения святого перед Куликовской битвой. В самом сражении принимали участие ученики Сергия, преподобные воины Александр Пересвет и Андрей Ослябя. В Смутное время, в частности при осаде Троице-Сергиева монастыря, святой неоднократно чудесно являлся защитникам обители, чтобы молитвенно поддержать и укрепить их.
Над иконой работали три разных мастера. Центральную фигуру средника и окружающие ее 24 житийных клейма написал в конце XVI века московский иконописец. Сцены исторических сюжетов, расположенные вокруг фигуры в среднике, принадлежат другому мастеру, ярославцу. Они были созданы во второй половине XVII века. Наконец, нижнюю надставную доску с изображением событий Куликовской битвы 1380 года расписывал третий мастер, тоже ярославский, в конце XVII века.
Литературной основой для собственно житийного цикла послужило каноническое житие Сергия Радонежского. Оно было написано через 26 лет после преставления святого Епифанием Премудрым и позднее переработано Пахомием Сербом (Логофетом). Кроме того, для сцен средника мастер использовал редкое в иконописной традиции житие, составленное в 1636 году Симоном Азарьиным, келарем Троицкого монастыря. Наделка с изображением Куликовской битвы была прикреплена к основной доске позднее.
В основу изображения Мамаева побоища легла распространенная редакция этого сказания. Среди множества представленных сцен показаны княжества, выставившие к битве свои дружины, поединок Пересвета и Челубея, надвигающиеся на Русь войска хана Мамая.
Это единственное изображение Куликовской битвы, которое встречается в русской иконописи. Помимо связи с житием святого Сергия в нем прослеживается стремление прославить единение Руси перед лицом врага.