Силуэт Евгения Шварца
После ухода из жизни Евгения Львовича Шварца (1896—1958) многие писатели и деятели искусств, проникнутые интересом к его незаурядной личности, поставили себе целью прославить богатое творческое наследие великого сказочника. Во всеобщем стремлении переиздать рассказы и сказки, поставить пьесы, опубликовать писательские архивы сильнее других проявили себя соратники и друзья Шварца, среди которых одним из самых близких по праву считался театральный режиссер и художник Николай Павлович Акимов (1901—1968).
Художественный руководитель Ленинградского государственного театра комедии Народный артист РСФСР Николай Павлович Акимов. Фото В.В. Богданова. 1960 г. (МКАИ)
Близкая дружба и творческий союз связывали Евгения Шварца и Николая Акимова с начала 1930-х гг. Целый ряд известнейших впоследствии пьес драматург сочинил по непосредственному заказу режиссера. В 1940 г. одна из них — «Тень» стала спектаклем на сцене руководимого Акимовым Ленинградского государственного театра комедии, другая — «Дракон» была совместно поставлена в августе 1944 г. в Москве. Декорации и костюмы для кинофильма «Золушка» (Ленфильм, 1947), снятого режиссерами Надеждой Кошеверовой и Михаилом Шапиро по сценарию Шварца, создавались по эскизам Николая Акимова.
В 1949 г. Н.П. Акимов был отстранен от руководства своим театром в рамках «борьбы с космополитизмом», а когда в декабре 1955 г. он вновь возглавил Ленинградский государственный театр комедии, то своей первой постановкой выбрал «Обыкновенное чудо» Е. Шварца (1956).
Когда Шварц написал свою сказку для детей «Два клена», оказалось, что взрослые тоже хотят ее смотреть. Когда он написал для взрослых «Обыкновенное чудо» — выяснилось, что эту пьесу, имеющую большой успех на вечерних спектаклях, надо ставить и утром, потому что дети непременно хотят на нее попасть… Я думаю, что секрет успеха сказок Шварца заключен в том, что, рассказывая о волшебниках, принцессах, говорящих котах, о юноше, превращенном в медведя, он выражает наши мысли о справедливости, наше представление о счастье, наши взгляды на добро и зло.
В 1956 г. в Ленинграде увидел свет изданный небольшим тиражом первый сборник произведений Е. Шварца «Тень» и другие пьесы. В художественном оформлении книги, подготовленной Ленинградским отделением издательства «Советский писатель», участвовал Николай Акимов.
В 1959 г., уже после смерти Шварца было решено выпустить более полный сборник его пьес, в который издательство, наконец, не побоялось включить «Голого короля» и «Дракона». Эту долгожданную книжку Акимов готовил, как свое детище, на ее переплете в виде строгого изваяния художник задумывал поместить черный тисненый силуэт Евгения Шварца.
Суперобложка, переплетная крышка и титульный лист двух изданий книги Евгения Шварца «Пьесы» (Л.: Советский писатель, 1960; 1962). Оформление художника Н.П. Акимова.
(Фонд РГБИ)
Сверх положенного для обычной книги Н.П. Акимов разработал живописную суперобложку-декорацию (реализованную во втором издании), погружающую в волшебный мир Шварца, в тон к которой был подобран оранжевый коленкор. Это поменяло изначальный мемориальный настрой на более жизнерадостный.
Видимо, исходя из этого, художник принял решение не помещать на обложку тисненный черной краской силуэтный портретный профиль (утвержденный Редакционным советом издательства в январе 1960 г.), ограничившись фотопортретом Евгения Шварца на авантитуле книги.
Суперобложка, переплетная крышка и титульный лист книги «Мы знали Евгения Шварца» (Л.—М.: Советский писатель, 1966). Оформление художника Н.П. Акимова (Фонд РГБИ)
Свой первоначальный замысел Николай Акимов смог реализовать позже, в 1966 г. во вновь оформленной им, как художником, книге «Мы знали Евгения Шварца», подготовленной Ленинградским отделением издательства «Искусство» к семидесятилетнему юбилею сказочника.
Концепции этого сборника рассказов друзей Шварца, его сверстников, а также режиссеров и актеров монументальный профиль писателя (нанесенный синей краской в тон суперобложке книги) соответствовал более чем органично.
Цыпленков К.В.
Российская государственная библиотека искусств
Силуэт Евгения Шварца
