Двухрядная икона из экспозиции Музея имени Андрея Рублёва состоит из двух сцен. Верхняя названа автором «Образ Похвалы Богородицы», нижняя — «Страшный суд».
Верхняя композиция, несмотря на авторскую надпись, не соответствует традиционной иконографии «Похвалы Богородицы». Суббота Акафиста, или Похвала Пресвятой Богородицы, — христианский праздник, установленный в благодарность за заступничество Богоматери. В иконах «Похвалы» обычно вокруг Марии изображаются ветхозаветные пророки с атрибутами, указывающими на их пророчества о Боговоплощении. Например, Иаков предстает с лестницей, а Моисей — с Неопалимой Купиной. Представленный образ Богоматери с Младенцем на троне в окружении сонма ангелов, расположенных по чинам небесной иерархии, в большей степени соответствует иллюстрации текста «Песни Богородицы» («Честнейшую херувим и славнейшую без сравнений серафим»). В этой молитве восхваляют Богородицу, говоря, что Она Своей честью и славою превосходит серафимов и херувимов, высших ангелов.
Нижний ряд иконы «Страшный суд» в основном следует традиционной иконографии сюжета. В основе композиции лежит текст Откровения апостола Иоанна Богослова. Вверху в центре в окружении ангелов и символов Евангелистов восседает на троне Христос. Ему в молении за род человеческий предстоят Богоматерь, Иоанн Предтеча и святые. Ниже — «престол уготованный» (престол, приготовленный для суда, одновременно трон царя и алтарь священника), с возложенной на него книгой и утвержденным за ним крестом. Вокруг престола стоят ангелы с орудиями страстей. Слева апостол Петр возглавляет шествие праведных в рай; справа пророк Моисей указывает людям вверх, на Христа, и летят трубящие ангелы. Под престолом находятся весы, на которых ангелы и бесы взвешивают человеческие поступки. Внизу справа — геенна огненная, где страдают грешники, а слева земля и море отдают на суд умерших.
Изображения на тему Страшного суда известны с древности,
главным образом в монументальном искусстве. Многие русские художники
познакомились с западной иконографией Апокалипсиса по Библии
Пискатора. Это иллюстрированное издание с гравюрами служило важным источником
иконографии для русских миниатюристов, иконописцев и мастеров монументальной
живописи.