Сальватор Роза (1615–1673) — итальянский живописец, рисовальщик, гравёр и поэт эпохи барокко. Его творчество относят к неаполитанской школе и преромантическому течению в западноевропейском искусстве.
Сальватор Роза родился в Неаполе 21 июля 1615 года. Его отец, Вито Антонио Де Роза, упоминается в источниках как архитектор или землеустроитель. Мать, Джулия Греко, из сицилийских греков, принадлежала к семье художников.
Потеряв отца в 1621 году, Сальватор вырос на попечении своего деда по материнской линии, а затем обучался в религиозных школах, только что основанных в Неаполе Джузеппе Каласанцио.
Роза готовился принять духовный сан, но чувствовал влечение к искусству и стал учиться живописи, вначале у своего дяди по материнской линии Паоло Греко, а затем у Аньелло Фальконе.
В возрасте восемнадцати лет он отправился в путешествие по Апулии и Калабрии, попал в руки местных разбойников и некоторое время жил среди них, изучая их типы и нравы, после чего работал в Неаполе. Живописец Джованни Ланфранко предложил молодому художнику в 1635 году переехать в Рим. В папском городе Сальватор Роза испытал влияние произведений Питера ван Лара и Микеланджело Черквоцци, поэтому обратил своё внимание на школу бамбоччанти.
В Риме Сальватор приобрёл скандальную известность натуралистичными изображениями сцен из быта пастухов, солдат и бандитов. Своими поэтическими «сатирами» и, в особенности, картинами «Скоротечность человеческой жизни» и «Богиня счастья, расточающая свои дары недостойным», он до такой степени восстановил против себя римское общество, что вынужден был бежать в Неаполь.
В 1638 году Сальватор Роза навсегда поселился в Риме под защитой влиятельного кардинала Франческо Мария Бранкаччо, близкого семье Барберини, любителя искусств и театра. Бранкаччо, назначенный епископом Витербо, побудил художника написать алтарный образ «Неверие Фомы» для алтаря церкви Сан-Томмазо. В Риме художник смог познакомиться со многими картинами Риберы и Караваджо; кроме того, в эти годы можно проследить изменение его индивидуального стиля в сторону более классического и монументального видения благодаря влиянию творчества Клода Лоррена, Никола Пуссена и Пьетро Тесты. Из-за скандальных размолвок с главным героем эпохи барокко в Риме, а также из-за того, что ему не удалось поступить в Академию Святого Луки, Сальватор Роза в 1640 году решил переехать во Флоренцию, где оставался до 1649 года.
Во Флоренции Сальватора Розу принимал Джованни Карло Медичи, человек, разбирающийся в театре и ставший покровителем основанной Роза «Академии Неутомимых, Непредсказуемых и Избитых».Участники академии решили возродить старый обычай флорентийских компаний, устраивая обеды, на которых читали сатиры и комедии. Во Флоренции Роза вошёл в круг тосканских литераторов и философов. Там же он начал писать картины эзотерического содержания, так называемые «Колдовские» или «Магические», в которых соединил воспоминания детства в Неаполе, где глубоко укоренился вкус к мрачному и волшебному, и изображения предметов магии и колдовства, которые любили собирать члены семьи Медичи.
В 1650 году художник вернулся в Рим, ни с кем не общался, не принимал никаких заказов и посвятил себя созданию картин, изображающих битвы и загадочные пейзажи.
Сальватор Роза умер в Риме 15 марта 1673 года.