Шрифт
Цвет
Графика
«Циничные карты» культурный шок в бесплатной онлайн игре!
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Камчатка. От догадки до истины»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Пест

Время создания
вторая половина XX века
Место создания
СССР, Камчатский край, село Карага
Размер
8x6x21 см
Техника
кость, обработка
0
Открыть в приложении
#1

Пест из коллекции Камчатского краевого объединенного музея применялся для изготовления толкуши, традиционного блюда коренных народов Камчатки, в том числе коряков — коренного населения севера полуострова. Толкуша готовилась и как жертвенное блюдо, которое было приурочено к важным праздникам береговых коряков-нымыланов, в частности к «Хололо» («Ололо») по завершении охоты на морского зверя.

Александра Трифоновна Уркачан (1940–2014), исследователь и собиратель фольклора, в своем методическом пособии перечислила состав толкуши на празднике «Ололо» у лесновских коряков. Она упоминала топленый жир нерпы, сушеную икру, клубни дикой картошки, сушеный иван-чай, ягоду шикшу. Толкуша у карагинских коряков, кроме указанных продуктов, обычно включала ядра шишек, бруснику, морошку, голубицу (местное название голубики). Иногда камчадалы добавляли в блюдо луковицы рябчика камчатского. Исследователи, которые знакомились с рецептами, отмечали, что все компоненты в процессе готовки толкутся пестами очень долго и тщательно, чтобы толкуша превратилась в однородную массу.

Все перечисленные компоненты составляют типичные природные ресурсы, которыми аборигены бережно пользовались с давних времен. Включение их в ритуальное блюдо может быть осмыслено как акт благодарения. Так как еда была одной из форм жертвоприношения и задабривания в промысловых обрядах, то и сам процесс ее приготовления представлялся народам частью магического действия. В структуре обряда довольно часто применялась толкуша.

В трудах Иннокентия Степановича Вдовина по корякской культуре было отмечено, что «жертвенная пища ставилась на шкуру нерпы. Первыми бросали связки в огонь. Связки представляли собой пучки березовых прутьев, символизирующих зверей». Местные жители говорили в этот момент:

#2

На, вверху находящийся, тебе, чтобы мы хорошо жили, не болели.

#3

Повернувшись лицом к морю, хозяева начинали жертвоприношение находящемуся в море, далеко от берега. Далее говорится, что «шкуру с жертвенной пищей поворачивали на 180 градусов и продолжали приносить жертвоприношение суше, Священным местам, через огонь, задабривая все существа, от которых зависело благополучие в жизни».

#4
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Пест

Время создания
вторая половина XX века
Место создания
СССР, Камчатский край, село Карага
Размер
8x6x21 см
Техника
кость, обработка
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
«Циничные карты» культурный шок в бесплатной онлайн игре!
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%