Пест из коллекции Камчатского краевого объединенного музея применялся для изготовления толкуши, традиционного блюда коренных народов Камчатки, в том числе коряков — коренного населения севера полуострова. Толкуша готовилась и как жертвенное блюдо, которое было приурочено к важным праздникам береговых коряков-нымыланов, в частности к «Хололо» («Ололо») по завершении охоты на морского зверя.
Александра Трифоновна Уркачан (1940–2014), исследователь и собиратель фольклора, в своем методическом пособии перечислила состав толкуши на празднике «Ололо» у лесновских коряков. Она упоминала топленый жир нерпы, сушеную икру, клубни дикой картошки, сушеный иван-чай, ягоду шикшу. Толкуша у карагинских коряков, кроме указанных продуктов, обычно включала ядра шишек, бруснику, морошку, голубицу (местное название голубики). Иногда камчадалы добавляли в блюдо луковицы рябчика камчатского. Исследователи, которые знакомились с рецептами, отмечали, что все компоненты в процессе готовки толкутся пестами очень долго и тщательно, чтобы толкуша превратилась в однородную массу.
Все перечисленные компоненты составляют типичные природные ресурсы, которыми аборигены бережно пользовались с давних времен. Включение их в ритуальное блюдо может быть осмыслено как акт благодарения. Так как еда была одной из форм жертвоприношения и задабривания в промысловых обрядах, то и сам процесс ее приготовления представлялся народам частью магического действия. В структуре обряда довольно часто применялась толкуша.
В трудах Иннокентия
Степановича Вдовина по корякской культуре было отмечено, что «жертвенная пища
ставилась на шкуру нерпы. Первыми бросали связки в огонь. Связки представляли
собой пучки березовых прутьев, символизирующих зверей». Местные жители говорили
в этот момент: