Шапан представляет собой верхнюю мужскую одежду, просторный халат прямого кроя с длинными и широкими рукавами. Его шили из разных тканей, легких и плотных, однотонных и цветных. В холодную пору шапан утепляли слоем шерсти или ваты. Для сохранения тепла могли носить несколько халатов, один поверх другого. При этом в любое время года два или даже три халата одновременно носили состоятельные казахи, чтобы подчеркнуть свое положение.
Шапан из коллекции музея изготовлен из хлопчатобумажного бархата черного цвета. Его пошили вручную черными и белыми нитками. Изделие состоит из двух полочек и спинки. Последняя сшита из двух прямоугольных отрезов ткани. К внешним краям полок мастер добавил треугольные клинья, образовавшие запах.
Рукава у халата — длинные, заужены к кистям. Предмет одежды был украшен вышивкой шелковыми нитями красного, желтого, белого, зеленого, голубого и фиолетового цвета. Шапан декорировали растительным орнаментом с использованием стилизованных изображений граната. В процессе создания халата мастер применил традиционный тамбурный шов, который создавался с помощью крючка по материи, растянутой на пяльцах. Вероятно, украшением этой одежды занимался один человек.
Известно, что у казахов не было специализации по отдельным видам работ, как, например, у ткачей Бухары. Женщины валяли войлоки, ткали различные предметы, плели циновки, вышивали. Почти каждая казашка владела навыками в различных домашних промыслах, чему способствовало обучение девочек с раннего возраста. Казашки украшали вышивкой самые разные части одежды: рукава, ворот, подол и нагрудную часть платья, камзолы, распашные юбки, части свадебного головного убора, халаты, вороты рубах, тюбетейки.
Вышивка составляла сравнительно малый удельный вес среди других промыслов казахского народа и была не столь разнообразной, как вышивка центральноазиатских народов. Исследователи считают, что вышивальное искусство казахов — сравнительно позднее явление в системе домашних промыслов. Это подтверждается ограниченностью терминов в орнаменте.
Для украшения одежды использовали узоры, которые
выполняли роль оберегов. Казахские мастерицы создавали вышивные предметы только
для удовлетворения нужд собственной семьи или выполняли заказ богатого
сословия, но не на рынок.