Дастархан представляет собой невысокий обеденный стол, распространенный у народов Центральной Азии. Название произошло от персидских слов «достур» (скатерть) и «кхан» (угощение). Этот предмет фабричного производства изготовили в 2015 году в Петропавловске. Его передали в дар музею от акима (главы местного самоуправления) Северо-Казахстанской области.
Дастархан предназначен для приема пищи, когда гости сидят на полу на коврах. Такой стол бывает плетеным и складным. Дастархан — постоянный элемент обстановки жилья, но используется только во время еды. Представленный в музее стол — складной и состоит из двух половинок. В сложенном состоянии он закрывается на щеколду с петлей для переноса. Подобная конструкция удобна при регулярных перекочевках.
Круглая столешница орнаментирована узором темно-коричневого цвета с белой окантовкой. При оформлении дастархана мастер использовал наиболее часто встречающийся казахский орнамент под названием «бараньи рога». Этот узор символизирует достаток и жизненную силу. В центре стола расположено пересечение четырех бараньих рогов, образующее крестовину. Мотивы креста встречаются в казахских орнаментах, символизируя четыре стороны света и четыре времени года.
В европейской литературе дастарханом принято также называть не только сам стол, но и вообще весь обеденный ритуал, распространенный в Центральной Азии. С раннего детства в казахах воспитывается почтительное отношение к старшим и гостям, которым всегда дают лучшее, что есть у хозяев. Для уважаемых гостей готовят барана, для особо значимых — жеребенка.
В качестве напитка на таких обедах подается чай и кумыс — кисломолочный напиток из кобыльего молока. Чтобы не проявить неуважения, гость должен хотя бы попробовать предложенную еду. Рассадка гостей за дастарханом на всех казахских трапезах — как повседневных, так и праздничных — организована с учетом половозрастного принципа распределения участников. Наиболее почетное место старших и уважаемых гостей находится в самой удаленной точке от двери и называется «тор».
Возле входа, как правило, располагаются хозяева.
Мужчина в казахской культуре имеет более привилегированное положение, чем
женщина, поэтому на застольях он садится на более почетное место независимо от
возраста.