Поморы издавна занимались морским промыслом в окрестностях архипелага Новая Земля, который называли Маткой. Но точных карт островов не существовало до 19 века вследствие сложностей плавания в северных водах. Для выполнения этой работы и патрулирования северных границ России в 1817 году на Соломбальской верфи в Архангельске заложили и через 2 года спустили на воду военный бриг «Новая Земля». Его строили по особому проекту с учетом особенностей Баренцева и Карского морей. Время настоящих ледоколов еще не пришло, но корпус брига уже усилили дополнительной защитой для предохранения от льдин.
В 1821 году командование бригом поручили Федору Литке, уже имевшему к тому времени немалый опыт арктических плаваний. Под его командованием судно совершило 4 экспедиции к Новой Земле. В ходе первой были картографированы берега залива Югорский Шар и обследовал пролив Маточкин шар, отделяющий Северный остров Новой Земли от Южного. Затем производили съемку побережья пролива Карские ворота, постепенно поднимаясь все выше к северу.
Лоцманом на бриге некоторое время служил кольский мещанин Матвей Герасимов — герой англо-русской войны 1810 года. Британская эскадра взяла в плен его корабль, груженый хлебом, но в шторм помору удалось увести судно к норвежскому берегу. За это деяние его наградили воинским крестом Георгия Победоносца.
Плавания «Новой Земли» навсегда закрепили за Россией владение архипелагом. После 1824 года бриг уже не ходил в долгие походы и нес патрульную службу в Северной Двине и у острова Мудьюг. А в 1841 году обветшавшее судно просто разобрали.
Судно грузоподъемностью 200 тонн имело длину 25,4 м, ширину 6,1 м, осадку до 1,32 м. Вооружение состояло из 16 3-фунтовых пушек. Но во время арктических экспедиций на борту оставляли только 6 орудий, освободившееся место заполняли припасами. Первую попытку обойти архипелаг с севера и картографировать его побережье предприняли в 1819 году. Экспедицией командовал младший брат первооткрывателя Антарктиды Михаила Лазарева — Андрей. Но ему не повезло: судно затерло льдами, в экипаже началась цинга. Бриг вернулся в Архангельск и целый год патрулировал берег Кольского полуострова.
В 1821 году командование бригом поручили Федору Литке, уже имевшему к тому времени немалый опыт арктических плаваний. Под его командованием судно совершило 4 экспедиции к Новой Земле. В ходе первой были картографированы берега залива Югорский Шар и обследовал пролив Маточкин шар, отделяющий Северный остров Новой Земли от Южного. Затем производили съемку побережья пролива Карские ворота, постепенно поднимаясь все выше к северу.
Лоцманом на бриге некоторое время служил кольский мещанин Матвей Герасимов — герой англо-русской войны 1810 года. Британская эскадра взяла в плен его корабль, груженый хлебом, но в шторм помору удалось увести судно к норвежскому берегу. За это деяние его наградили воинским крестом Георгия Победоносца.
Плавания «Новой Земли» навсегда закрепили за Россией владение архипелагом. После 1824 года бриг уже не ходил в долгие походы и нес патрульную службу в Северной Двине и у острова Мудьюг. А в 1841 году обветшавшее судно просто разобрали.