В 1894 году в Норвегии в условиях жестокого шторма со снежной бурей легкий парусный бот конструкции Колина Арчера спас 36 человек, в то время как спасательный пароход «Хеймдал» не смог даже выйти в море. В России решили воспользоваться опытом норвежцев и заключили с Колином Арчером контракт на изготовление двух аналогичных кораблей.
Близнецы, получившие имена «Великий князь Александр Михайлович» и «Великая княгиня Ксения Александровна», были несколько крупнее своего прототипа. Наружная обшивка килевых двухмачтовых парусников выполнялась из дуба, внутренняя — из сосновых досок. Выше ватерлинии суда покрасили в белый цвет. Они базировались на двух спасательных станциях, специально открытых на Мурманском берегу Баренцева моря.
В обязанность «Александру» и «Ксении» вменялось постоянно держаться в море в штормовую погоду и при необходимости оказывать помощь терпящим бедствие. Маленькие парусники находились в воде до 230 дней в году без смены экипажа, состоявшего из шкипера и трех матросов. На этих ботах прошли суровую школу многие известные моряки Севера.
Уже в первую навигацию 1903 года «Великий князь Александр Михайлович» под командованием штурмана каботажного плавания Олонкина спас от неминуемой гибели четыре промысловых судна с 14 промышленниками; кроме того, 22 промысловых судна были отбуксированы в становища, «так как промышленники начинают просить помощь только тогда, когда сами они уже начинают терять надежду на благополучный приход».
Столь же эффективно работал и второй спасатель. В 1904 году «Великая княгиня Ксения Александровна», которую вел шкипер Ануфриев, в один день (18 августа) сначала успешно отбуксировала в становище наполовину залитую водой шняку с людьми на борту, а вскоре после этого спасла другую шняку, полтора суток ожидавшую помощи. Затем бот-крейсер продолжил патрулирование до 7 часов вечера и возвратился в бухту Лодейную на станцию только с наступлением темноты.
За самоотверженную работу по спасению людей и судов главное правление Общества спасания на водах наградило штурмана Олонкина серебряной медалью, а шкипера дальнего плавания Ивана Петровича Ануфриева — похвальным отзывом; матросам были выданы денежные премии.
Боты спасали от гибели корабли, оказывали людям медицинскую помощь, обогревали и кормили пострадавших. Поморы высоко ценили опасный повседневный труд отважных моряков и неизменно выражали им глубокую благодарность. Только за первые 8 лет службы «Ксения» и «Александр» спасли 43 судна со 143 рыбаками, предотвратили множество аварий.
После Октябрьской революции «Великую княгиню Ксению Александровну» переименовали в «Шторм», а «Великого князя Александра Михайловича» — в «Комсомолец». Они продолжали нести свою нелегкую службу у Мурманского побережья. Имеются сведения, что крейсеры-боты плавали на Севере до 1941 года, то есть до начала Великой Отечественной войны.
Близнецы, получившие имена «Великий князь Александр Михайлович» и «Великая княгиня Ксения Александровна», были несколько крупнее своего прототипа. Наружная обшивка килевых двухмачтовых парусников выполнялась из дуба, внутренняя — из сосновых досок. Выше ватерлинии суда покрасили в белый цвет. Они базировались на двух спасательных станциях, специально открытых на Мурманском берегу Баренцева моря.
В обязанность «Александру» и «Ксении» вменялось постоянно держаться в море в штормовую погоду и при необходимости оказывать помощь терпящим бедствие. Маленькие парусники находились в воде до 230 дней в году без смены экипажа, состоявшего из шкипера и трех матросов. На этих ботах прошли суровую школу многие известные моряки Севера.
Уже в первую навигацию 1903 года «Великий князь Александр Михайлович» под командованием штурмана каботажного плавания Олонкина спас от неминуемой гибели четыре промысловых судна с 14 промышленниками; кроме того, 22 промысловых судна были отбуксированы в становища, «так как промышленники начинают просить помощь только тогда, когда сами они уже начинают терять надежду на благополучный приход».
Столь же эффективно работал и второй спасатель. В 1904 году «Великая княгиня Ксения Александровна», которую вел шкипер Ануфриев, в один день (18 августа) сначала успешно отбуксировала в становище наполовину залитую водой шняку с людьми на борту, а вскоре после этого спасла другую шняку, полтора суток ожидавшую помощи. Затем бот-крейсер продолжил патрулирование до 7 часов вечера и возвратился в бухту Лодейную на станцию только с наступлением темноты.
За самоотверженную работу по спасению людей и судов главное правление Общества спасания на водах наградило штурмана Олонкина серебряной медалью, а шкипера дальнего плавания Ивана Петровича Ануфриева — похвальным отзывом; матросам были выданы денежные премии.
Боты спасали от гибели корабли, оказывали людям медицинскую помощь, обогревали и кормили пострадавших. Поморы высоко ценили опасный повседневный труд отважных моряков и неизменно выражали им глубокую благодарность. Только за первые 8 лет службы «Ксения» и «Александр» спасли 43 судна со 143 рыбаками, предотвратили множество аварий.
После Октябрьской революции «Великую княгиню Ксению Александровну» переименовали в «Шторм», а «Великого князя Александра Михайловича» — в «Комсомолец». Они продолжали нести свою нелегкую службу у Мурманского побережья. Имеются сведения, что крейсеры-боты плавали на Севере до 1941 года, то есть до начала Великой Отечественной войны.