История российского судостроение берет свое начало со времен Петра I, по инициативе которого в одной из самых больших сухопутных империй начал создаваться собственный флот. Конечно, до этого строились ладьи, но они были кустарными, предназначенными для перевозки купеческих товаров. О настоящем военном флоте в России к тому времени и не помышляли, тогда как Голландия, Англия, Германия давно уже господствовали на воде.
Петр I лично отправился за границу изучать корабельное дело, а затем в 1704 году заложил в устье Невы Адмиралтейскую судоверфь — самую крупную в России. К тому моменту небольшие верфи уже действовали на реках Свирь, Волхва, Луга. Они строили компактные военные корабли для Азовского флота, однако Петр I уже ввязался в Северную войну и был заинтересован в том, чтобы перекрыть флотилией Чудское и Псковское озера.
По его указанию, верфи закладывались в районе Ладоги, а также недалеко от Архангельска. Именно здесь опытные голландские мастера, лично отобранные царем, строили малые фрегаты — достаточно легкие и маневренные военные корабли. Их катастрофически не хватало, поэтому русский царь часть судов для Северного флота купил у англичан. Всего же к концу войны флот, защищающий северные подступы к России, насчитывал 48 боевых кораблей.
Среди них выделялся легкий парусник «Святой Илья», длина которого составляла всего 24,3 метра, а осадка при полной загрузке — 2,5 метра. Строили его англичане на острове Соломбала недалеко от Архангельска, которые получили заказ сразу на несколько боевых фрегатов. Руководил работами английский корабельный мастер Осип Най. «Святой Илья», оснащенный 26 пушками, был спущен на воду в 1702 году. Из трех боевых фрегатов, построенных на Соломбальской верфи, он был первым и самым маленьким. Два других фрегата: «Святой Петр» и «Святой Павел» — имели на борту по 32 пушки.
В 1703 году фрегат «Святой Илья» вошел в состав Беломорской флотилии и принимал активное участие в Северной войне. С 1710 года пополнил Балтийский флот и был переброшен в Копенгаген для патрулирования Северного моря. Ход войны менялся, поэтому фрегат периодически приписывали к разным флотам. В 1711 году корабль вновь вернулся в Белое море и получил приписку в Архангельске, однако уже в 1712 году направился в Ригу, чтобы войти в состав Балтийского флота. Это плавание для «Святого Ильи» оказалось последним, так как фрегат затонул во время шторма в Балтийском море.
В память о нем на Адмиралтейской судоверфи в 1714 году был построен новый фрегат «Святой Илья». Это был единственный боевой корабль, заложенный в Санкт-Петербурге во время Северной войны.
Петр I лично отправился за границу изучать корабельное дело, а затем в 1704 году заложил в устье Невы Адмиралтейскую судоверфь — самую крупную в России. К тому моменту небольшие верфи уже действовали на реках Свирь, Волхва, Луга. Они строили компактные военные корабли для Азовского флота, однако Петр I уже ввязался в Северную войну и был заинтересован в том, чтобы перекрыть флотилией Чудское и Псковское озера.
По его указанию, верфи закладывались в районе Ладоги, а также недалеко от Архангельска. Именно здесь опытные голландские мастера, лично отобранные царем, строили малые фрегаты — достаточно легкие и маневренные военные корабли. Их катастрофически не хватало, поэтому русский царь часть судов для Северного флота купил у англичан. Всего же к концу войны флот, защищающий северные подступы к России, насчитывал 48 боевых кораблей.
Среди них выделялся легкий парусник «Святой Илья», длина которого составляла всего 24,3 метра, а осадка при полной загрузке — 2,5 метра. Строили его англичане на острове Соломбала недалеко от Архангельска, которые получили заказ сразу на несколько боевых фрегатов. Руководил работами английский корабельный мастер Осип Най. «Святой Илья», оснащенный 26 пушками, был спущен на воду в 1702 году. Из трех боевых фрегатов, построенных на Соломбальской верфи, он был первым и самым маленьким. Два других фрегата: «Святой Петр» и «Святой Павел» — имели на борту по 32 пушки.
В 1703 году фрегат «Святой Илья» вошел в состав Беломорской флотилии и принимал активное участие в Северной войне. С 1710 года пополнил Балтийский флот и был переброшен в Копенгаген для патрулирования Северного моря. Ход войны менялся, поэтому фрегат периодически приписывали к разным флотам. В 1711 году корабль вновь вернулся в Белое море и получил приписку в Архангельске, однако уже в 1712 году направился в Ригу, чтобы войти в состав Балтийского флота. Это плавание для «Святого Ильи» оказалось последним, так как фрегат затонул во время шторма в Балтийском море.
В память о нем на Адмиралтейской судоверфи в 1714 году был построен новый фрегат «Святой Илья». Это был единственный боевой корабль, заложенный в Санкт-Петербурге во время Северной войны.