Раньшинами называют парусно-гребные корабли с двумя или тремя мачтами, используемые поморами в XI–XIX веках. Такие суда были незаменимы для ловли рыбы в сложных для плавания полярных водах. Название объясняется тем, что на них выходили ранней весной за долгое время до того, как начинали использовать другие плавательные средства.
Габариты раньшины совпадали с кочем, разница заключалась только в особенностях корпуса. Возможная грузоподъемность составляла от 25 до 74 тонн и зависела от размеров корабля. Осадка оставалась небольшой — до 1,3 метра. Штевни заметно наклонены наружу, в особенности передняя. Поперечное сечение сужалось к колоде.
При строительстве поморы использовали сосну и ель, крученые стволы молодых деревьев, мох, смолу и пеньку. Металл практически не применялся или присутствовал минимально.
Изготовление корабля начиналось с формирования корпуса по заранее приготовленным лекалам и закрепления его веревками или вицами. Для жесткости вставляли кокоры, так называлась нижняя часть сосны или ели с корнем. Наружную наборную обшивку крепили вицами, внутреннюю — не делали вовсе.
Брусы для настилки палубы использовали короткие, до середины ширины корабля. Один конец укладывали на упругу и закрепляли вицей или нагелями, а другой — размещали на балке, идущей по всей длине корабля от носа до кормы.
Пазы на палубе и корабельной обшивке прокладывали мхом. Иногда использовался более дорогой вариант — пенька. Корпус с обеих сторон и палуба тщательно смолились. Роль якоря исполнял шестипудовый дрек на канате из пеньки, длина которого достигала 140 метров. Поднимали его вручную.
Чаще всего на раньшины ставили три мачты с парусами. Некоторые суда имели только грот мачту и небольшую фок-мачту. При необходимости использовались весла. На буксире у корабля всегда находилась гребная лодка с командой из трех человек. Сделанный на совесть корабль можно было использовать около 20 лет.
Основным отличием конструкции раньшины от других суден была специфическая форма части корпуса, находившейся под водой. Выполненная в виде половины яйца, она значительно уменьшала риск разрушения при сжатии раньшины льдами. Попав в лед, корабль «выдавливался» вверх, а когда ледовые массы расходились, опять опускался в воду.
На днище судна размещались полозья, которые давали возможность перетаскивать его по льду. Нужны они были и при движении под парусами, в этом случае, работая вместе с килем, полозья уменьшали боковой снос из-за ветра и качку. Передняя и задняя часть корпуса были скошены под углом около 30 гр., что облегчало вытаскивание раньшины на берег.
Габариты раньшины совпадали с кочем, разница заключалась только в особенностях корпуса. Возможная грузоподъемность составляла от 25 до 74 тонн и зависела от размеров корабля. Осадка оставалась небольшой — до 1,3 метра. Штевни заметно наклонены наружу, в особенности передняя. Поперечное сечение сужалось к колоде.
При строительстве поморы использовали сосну и ель, крученые стволы молодых деревьев, мох, смолу и пеньку. Металл практически не применялся или присутствовал минимально.
Изготовление корабля начиналось с формирования корпуса по заранее приготовленным лекалам и закрепления его веревками или вицами. Для жесткости вставляли кокоры, так называлась нижняя часть сосны или ели с корнем. Наружную наборную обшивку крепили вицами, внутреннюю — не делали вовсе.
Брусы для настилки палубы использовали короткие, до середины ширины корабля. Один конец укладывали на упругу и закрепляли вицей или нагелями, а другой — размещали на балке, идущей по всей длине корабля от носа до кормы.
Пазы на палубе и корабельной обшивке прокладывали мхом. Иногда использовался более дорогой вариант — пенька. Корпус с обеих сторон и палуба тщательно смолились. Роль якоря исполнял шестипудовый дрек на канате из пеньки, длина которого достигала 140 метров. Поднимали его вручную.
Чаще всего на раньшины ставили три мачты с парусами. Некоторые суда имели только грот мачту и небольшую фок-мачту. При необходимости использовались весла. На буксире у корабля всегда находилась гребная лодка с командой из трех человек. Сделанный на совесть корабль можно было использовать около 20 лет.
Основным отличием конструкции раньшины от других суден была специфическая форма части корпуса, находившейся под водой. Выполненная в виде половины яйца, она значительно уменьшала риск разрушения при сжатии раньшины льдами. Попав в лед, корабль «выдавливался» вверх, а когда ледовые массы расходились, опять опускался в воду.
На днище судна размещались полозья, которые давали возможность перетаскивать его по льду. Нужны они были и при движении под парусами, в этом случае, работая вместе с килем, полозья уменьшали боковой снос из-за ветра и качку. Передняя и задняя часть корпуса были скошены под углом около 30 гр., что облегчало вытаскивание раньшины на берег.