Модель одного из так называемых номерных ледоколов собрана моделистом Георгием Семаковым в 80-х годах прошлого века.
История этих ледоколов началась в 1914 году, когда российское правительство закупило для архангельского порта два небольших ледокола: «Мильнер» — в Норвегии и «Горн» — в Канаде. Правда, название «Горн» можно считать адаптированным, поскольку данное при спуске на воду имя судна было «J. T. Horne». Создали его в Порт-Артуре в 1913 году с изначальной припиской к форту William.
Небольшой, по меркам ледоколов, «Горн» настолько удачно вписался в выполнение возложенных на него архангельским портом задач, что российское правительство решило заказать ещё несколько судов такого типа. Это был обычный американский буксир, используемый в холодных морях и замерзающих озёрах.
В 1915 году в Министерстве торговли и портов решили построить пять ледоколов по типу «Горна» для работы в порту. Была предпринята попытка сделать заказ у американских специалистов, но оказалось, что кораблестроительные компании Америки настолько загружены работой, что смогли бы построить суда для России не раньше чем через 2 года. Поэтому ледоколы заказали в Британии. У министерства не было специалистов и времени для разработки чертежей, поэтому за основу решили взять российский ледокол «Владимир» и усилить конструкцию имеющимися у канадского «Горна» особенностями. В документах отражены характеристики ледоколов: мощность 1300 индикаторных лошадиных сил, ширина 9,1 метра, тип «Владимир».
Суда планировали получить в ноябре 1916 года, и, чтобы ускорить производственные процессы, распределили изготовление пяти судов по трём заводам: Ferguson Bros. и Murdoch & Murrey в Глазго и Rennoldson & Co в Ньюкасле. Как следствие такого распределения появились и различия между судами, стоимость их тоже была разной. Все были готовы через 8 месяцев и обошлись Министерству торговли и портов в 3 миллиона рублей.
«Ледокол № 8» прямо с верфи братьев Ferguson в Глазго осенью прибыл в порт Мурманска вместе с двумя собратьями — ледоколами № 7 и № 9. Все три судна до весны работали в Кольском заливе в качестве буксиров и спасателей.
Восьмой оказался счастливым номером. В отличие от затонувшего в 1932 году вместе с экипажем в Белом море «Ледокола № 9» и погибших во время Великой Отечественной войны «Ледокола № 5», подорвавшегося на мине в Днепровском лимане, и напоровшегося на мину близ Керчи «Ледокола № 7». Да и «Ледокол № 6» прослужил меньше «восьмого» — он использовался как буксир в Белом море до 50-х годов прошлого века, а затем был разрезан на металл.
«Ледокол № 8» списали на берег в 1961 году, а в 1962-м разрезали.
История этих ледоколов началась в 1914 году, когда российское правительство закупило для архангельского порта два небольших ледокола: «Мильнер» — в Норвегии и «Горн» — в Канаде. Правда, название «Горн» можно считать адаптированным, поскольку данное при спуске на воду имя судна было «J. T. Horne». Создали его в Порт-Артуре в 1913 году с изначальной припиской к форту William.
Небольшой, по меркам ледоколов, «Горн» настолько удачно вписался в выполнение возложенных на него архангельским портом задач, что российское правительство решило заказать ещё несколько судов такого типа. Это был обычный американский буксир, используемый в холодных морях и замерзающих озёрах.
В 1915 году в Министерстве торговли и портов решили построить пять ледоколов по типу «Горна» для работы в порту. Была предпринята попытка сделать заказ у американских специалистов, но оказалось, что кораблестроительные компании Америки настолько загружены работой, что смогли бы построить суда для России не раньше чем через 2 года. Поэтому ледоколы заказали в Британии. У министерства не было специалистов и времени для разработки чертежей, поэтому за основу решили взять российский ледокол «Владимир» и усилить конструкцию имеющимися у канадского «Горна» особенностями. В документах отражены характеристики ледоколов: мощность 1300 индикаторных лошадиных сил, ширина 9,1 метра, тип «Владимир».
Суда планировали получить в ноябре 1916 года, и, чтобы ускорить производственные процессы, распределили изготовление пяти судов по трём заводам: Ferguson Bros. и Murdoch & Murrey в Глазго и Rennoldson & Co в Ньюкасле. Как следствие такого распределения появились и различия между судами, стоимость их тоже была разной. Все были готовы через 8 месяцев и обошлись Министерству торговли и портов в 3 миллиона рублей.
«Ледокол № 8» прямо с верфи братьев Ferguson в Глазго осенью прибыл в порт Мурманска вместе с двумя собратьями — ледоколами № 7 и № 9. Все три судна до весны работали в Кольском заливе в качестве буксиров и спасателей.
Восьмой оказался счастливым номером. В отличие от затонувшего в 1932 году вместе с экипажем в Белом море «Ледокола № 9» и погибших во время Великой Отечественной войны «Ледокола № 5», подорвавшегося на мине в Днепровском лимане, и напоровшегося на мину близ Керчи «Ледокола № 7». Да и «Ледокол № 6» прослужил меньше «восьмого» — он использовался как буксир в Белом море до 50-х годов прошлого века, а затем был разрезан на металл.
«Ледокол № 8» списали на берег в 1961 году, а в 1962-м разрезали.